На занятии у логопеда

Особенных малышей детского сада «Незабудка» учат различать звуки и произносить первые слова

Детский сад №71 «Незабудка» в нынешнем году стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа».

Слово «инклюзия» появилось в нашей разговорной речи относительно недавно. Однако его содержание применительно к системе образования тамбовским педагогам и специалистам хорошо известно. Более того, инклюзивная форма обучения активно внедряется в тамбовских детских садах, школах, учреждения среднего специального образования, вузах. Сегодня своим опытом работы в этом направлении с нашими читателями поделится коллектив детского сада №71 «Незабудка», который в нынешнем году стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» и победителем в номинации за вовлеченность родителей в образовательный процесс. Но обо всем по порядку.

ОБЫЧНЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ САД
Казалось бы, обычный тамбовский детский сад. Несколько разновозрастных групп. В общей сложности – 230 воспитанников от двух до семи лет. Вот только среди этого числа детей одиннадцать – особенные. Родители привели их в «Незабудку» с надеждой на то, что их детки научатся говорить. Да, случается так, что ребенок рождается с патологией слуха. Либо он его теряет после перенесенного заболевания. А если малыш не слышит, как он сможет повторить звучащую речь? Безусловно, в первую очередь мамы и папы следуют советам медиков. Одним детям рекомендуют внешние слуховые аппараты, кому-то проводят операцию – кохлеарную имплантацию. Но после получения медицинской помощи ребенку важно не отстать в развитии от сверстников. Для этого нужно заниматься со специалистами, а еще лучше как можно больше времени проводить среди обычных мальчишек и девчонок своего возраста.

Именно это и предлагает родителям детей с особенностями здоровья детский сад «Незабудка». В первую очередь речь идет о детях с нарушением слуха. С этой категорией воспитанников специалисты сада работают с 1995 года. Результаты порой превосходят ожидания и родителей, и педагогов.

В детском саду работают со слабослышащими детьми
В детском саду работают со слабослышащими детьми

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
А начинается все с консультационного центра. Здесь педагоги-дефектологи готовы ответить на все волнующие родителей вопросы, и в первую очередь те, которые касаются работы со слабослышащими детьми с года. Некоторые мамы и папы отдают таких деток в специализированные учреждения, где их учат дактильной и жестовой речи. В «Незабудке» педагоги ставят целью развить у детей речь.
В детский сад слабослышащего ребенка могут зачислить с двухлетнего возраста. Это будет группа компенсирующей направленности. В ней начинается кропотливая работа дефектологов, логопедов, воспитателей, других педагогов. Шаг за шагом, звук за звуком ребенок открывает для себя окружающий мир. В помощь специалистам – необходимое оборудование: наушники, специализированная звукоусиливающая аппаратура, мебель, игрушки и многое другое.

Нескучно проходят занятия у логопеда. Важные артикуляционные упражнения для речевого аппарата дети выполняют под музыку, повторяя движения за педагогом. Помогают развитию речи занятия в кукольном кружке.

В театральном кружке сегодня ребята ставили сказку «Репка». Произнести имена своих героев для таких деток – огромное достижение.

Занятия в театральном кружкеЗанятия в театральном кружке

«Когда ребенок начинает произносить отдельные слова, мы переходим к так называемой точечной инклюзии – приводим малыша на праздники, мероприятия с участием деток из обычных групп. Далее – частичная инклюзия. После того, как слабослышащий ребенок отзанимался в первой половине дня по своей образовательной программе, он переходит к сверстникам в группу говорящих детей и там учится навыкам социального поведения вместе с ними. С появлением у ребенка фразовой речи он, как правило, переходит на полную инклюзию, то есть постоянное пребывание с обычными детками на всех занятиях с ними. При этом весь процесс работы проходит с участием и под чутким руководством педагога-дефектолога», – поясняет дефектолог Наталия Назарова.

ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ
В хореографическом зале под руководством педагога дополнительного образования Ангелины Немченко воспитанники смешанной группы разучивают новые движения. Педагога слышат не все. Но отдельные шумовые эффекты, наглядные действия стоящих рядом детей позволяют слабослышащим успешно разучивать танцевальный номер. Получается здорово. И это не субъективный взгляд. В нынешнем году в конкурсе «Танцевальный серпантин» между детскими садами города хореографическая группа «Незабудки» взяла первое место.

В обычную общеразвивающую группу Стешу перевели недавно. Девочке пять лет.
В сад мама привела малышку пару лет назад. Проблемы со слухом привели к тому, что первые речевые навыки ребенка были утрачены. С девочкой стали работать специалисты. Сегодня, когда воспитатели ласково называют ее болтушкой, для Стеши и ее близких это звучит как комплимент. Но только родители и педагоги знают, насколько трудным был путь малышки к тому, чтобы заговорить.

«Стеша поначалу очень расстраивалась, когда окружающие не совсем понимали, что за слова она произносит. Мы просили ее дополнительно описать предметы, явления, действия, о которых она говорила. Сейчас девочка может разговаривать часами. У нее развиты мышление, логика, воображение. Занимается Стеша с обычными детками в своей возрастной группе, и именно этот ребенок продолжает проходить все этапы инклюзивного образования», – говорит учитель-дефектолог Надежда Филатова.

С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ
Педагоги детского сада подчеркивают: добиться успеха в работе со слабослышащими детьми невозможно без вовлечения в процесс родителей.

«Некоторые мамы спрашивают: зачем разговаривать с ребенком, если он практически не слышит? А разговаривать надо. И необходимо методику, по которой мы работаем в стенах сада, закреплять дома. Обязательно нужно проговаривать с ребенком все действия, которые вы делаете, пояснять, какие звуки и кого он слышит на улице, дома, в магазине и так далее, – продолжает специалист. Сколько было случаев, когда родители, следуя рекомендациям специалистов детского сада, радовались успехам своих детей, не сдерживая слез! – Один из примеров. Мама привела к нам ребенка, абсолютно не умеющего говорить. Через несколько занятий он встретил ее словом «мама». Она впервые услышала его от своего малыша. Женщина плакала, а вместе с ней и мы. В подобных ситуациях мы понимаем, что идем верным путем. Но для достижения поставленных целей должна работать команда единомышленников. И она у нас есть», – отмечает Наталия Назарова.

В спортивном залеВ спортивном зале

ПРИЗНАНИЕ И ПОБЕДЫ
О своих наработках в области инклюзивного образования и их результатах детский сад «Незабудка» заявил на региональном этапе конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» и стал первым среди детских садов. Высоко оценили разработанную методику работы с особенными детьми и на всероссийском уровне. Детский сад вошел в десятку лучших детских садов страны, став победителем в номинации за вовлеченность родителей в образовательный процесс.

«Нашим основным достижением в работе является то, что обычные детки не испытывают трудностей в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А главной победой мы считаем тот факт, что большая часть наших воспитанников с нарушением слуха после детского сада идет учиться в обычные школы. Приходите к нам – мы будем рады оказать вам помощь», – подводит итог заведующая детским садом №71 «Незабудка» Галина Викторова.