Свой профессиональный путь Константин Алексеевич Дробышев начал в 1979 году. Тогда еще молодой и неопытный парень не знал, что тушение пожаров станет делом всей его жизни. Константин проходил воинскую службу в Московском гарнизоне пожарной охраны. Когда отслужил, вернулся в родной Тамбов и устроился в пожарную часть №1 по охране Ленинского района.

«Наше поколение очень любило спорт. Я с детства занимался футболом, лыжами и другими видами спорта. Пожарные тоже активно занимаются физической подготовкой, поэтому быстро вник в систему и привязался», – рассказывает Константин Алексеевич.
Молодой пожарный принимал участие и в строительстве новой пожарной части в 1981 году, где после введения в эксплуатацию пожарного депо по улице Железнодорожной, 14 проработал 28 лет. Спустя почти тридцать лет пришло время уходить на заслуженный отдых.
«На пенсии ни одного дня не пробыл, – с улыбкой говорит огнеборец. – Сразу устроился в пятую часть».
ДЕЛО ЖИЗНИ
Свой первый выезд Константин Дробышев помнит и сегодня:
«Это был март 1979 года. Горело административное двухэтажное здание на Рубежном проезде. Я проявил инициативу. Источник воды располагался в 120 метрах от пожара. Мы с водителем размотали все рукава, которые находились в машине. С одной стороны, правильно сделал: была большая площадь пожара, и огонь распространялся на соседние строения, две тонны воды из машины не помогли бы. Но, с другой стороны, мне старослужащие сказали: «Ты что наделал? Всю машину размотал». Эти рукава потом долго заматывали обратно. Зато соседние строения мы отстояли».
Пожарный рассказывает, что сейчас для того, чтобы попасть в ряды огнеборцов, самое главное – желание.
«Нужно, чтобы человеку нравилась эта работа. Здесь трудятся не за деньги, а за стремление делать добро людям», – отмечает Константин Алексеевич.
Новобранцев не сразу пускают в бой, как бы они ни просились. Сначала ребята проходят теоретические и практические занятия в специальном центре при пожарной части, где запасаются опытом и знаниями.
После успешного завершения курсов юношей распределяют в подразделение, где они будут работать. За каждым новобранцем закрепляется опытный пожарный, который будет направлять и подсказывать. Только после этого молодой сотрудник сможет присоединиться к боевой работе. Константин Дробышев рассказывает, что боевой расчет на пожарной автоцистерне должен состоять из шести человек.
«Наша профессия одна из сложнейших, так как связана с большим риском для жизни. Когда работаешь в дыхательных аппаратах при сильном задымлении и высокой температуре, почти ничего не видишь. Идешь на ощупь. Каждый пожар разный: и по площади, и по опасности. Всегда следуем к месту вызова кратчайшим путем. По прибытии производим разведку и определяем решающее направление боевых действий. В боевом уставе пожарной охраны есть пять принципов определения решающего направления, но главное – это спасение людей», – рассказывает Константин Алексеевич.
ТИХАЯ ХРАБРОСТЬ
Пожарный должен принимать не только быстрые решения, но и правильные. Различные внештатные ситуации могут выбить из колеи, и важно профессионально и внимательно к ним относиться.
«Давно был случай: на улице Максима Горького горел дом. В этом доме жила семья. По прибытии к месту вызова дом горел открытым пламенем. Вероятность остаться в живых у жильцов была нулевая. В доме – две небольших комнаты, все потушили, людей внутри не нашли. А соседи твердили, что вся семья осталась в доме. Оказалось, что отец семейства спрятал всю семью и сам спрятался в погреб. Мы их нашли, вытащили, все живы», – рассказывает Константин Алексеевич.
Сотрудники пожарной охраны почти каждый раз жертвуют собой во имя людей. Бывают ситуации, когда огнеборцы находятся на грани жизни и смерти, но все равно выбирают жизнь других. Геннадий Завязкин остался в памяти Дробышева как верный друг, ответственный товарищ и человек, который по-настоящему горел своим делом. События той роковой ночи Константин Алексеевич помнит настолько отчетливо, как будто это было вчера. Такие моменты не забываются, они остаются в сердце печальным отпечатком навсегда.
«1989 год. Мы тушили дачный дом и сарай. Выезжали двумя отделениями. Все потушили, дом отстояли. После пожара разбирали разрушенные конструкции. У хозяина была проведена скрытая проводка, самого его в доме на момент пожара, к счастью, не было. С потолка свисал провод и зацепился одному пожарному за каску. Провод попал в висок, и ток прошел через голову во все тело. Упал. Мы начали его спасать, а он под напряжением. Надели перчатки, но на это ушло время. Вытащили, стали делать искусственное дыхание. Время было 23:55, 31 августа, – как сейчас помнит Константин Алексеевич. – Его положили в УАЗ и повезли в больницу, так как скорую долго бы ждали. Полпервого ночи нам сообщили, что наш товарищ Геннадий Завязкин погиб. А незадолго до этого у него сын родился. Представляете?»
Я не представила. Не потому что не могла, а потому что боялась почувствовать всепоглощающее чувство горечи и безнадежности, которое ощутили в ту ночь товарищи Геннадия.
«Сейчас его сын здесь, работает начальником отдела в Главном Управлении, – голос Константина Алексеевича стал заметно бодрее. – Продолжает дело отца. Кто-то должен быть по-прежнему на войне, как сказал Гиляровский про нас, пожарных».
И пожарные воюют. Во имя людей. Сотрудники пожарной охраны – огненные стражи, которые спасают жизни и борются с огнем в те моменты, когда все боятся ему противостоять.
– Были мысли сменить профессию? – задаю вопрос.
– Никогда! Я нашел себя в этом деле, – коротко отвечает Константин Алексеевич.

Константин Дробышев, начальник караула пожарной части №5 областного Пожарно-спасательного центра: «Хочу пожелать всем пожарным возвращаться с боевых действий в полном составе. И всем – сухих рукавов».



