В Вознесенском монастыре Тамбова служит один из старейших священников епархии – митрофорный протоиерей Михаил Ильинский. 16 ноября батюшке исполнилось 85 лет. На своем веку он повидал и времена гонений на Церковь, и пору ее возрождения. Плечом к плечу он стоит с теми подвижниками, кто сохранил и передал нынешним поколениям традиции духовной жизни.
Что пришлось преодолеть ради веры, наш корреспондент услышал из первых уст.
ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ
Вера стала основой жизни священника Михаила Ильинского. Даже его рождение связано с исповедничеством отца. В 1930-е годы, во время ярого богоборчества в стране, как дьякон он был выслан в Архангельск на пять лет. Сбылись слова его отца – тоже дьякона: «Как вам тяжело будет завтра и потом». Это было сказано им перед смертью 6 ноября 1917 года. На исходе ссылки отец Петр серьезно заболел и едва не умер от голода. Получив его письмо, супруга Александра Михайловна приехала с десятилетним сыном к мужу и поставила его на ноги. Здесь у четы Ильинских появился младший сын – Михаил.
Спустя год семья вернулась на малую родину – в село Крюково Моршанского района Тамбовской области. Не успели толком оправиться – началась война. Отец Петр прослужил четыре года в трудармии. Когда демобилизовался, правящий архиерей направил его в Крестовоздвиженский храм села Карели под Моршанском. На этом приходе отец Петр многие годы служил сначала дьяконом, потом священником.
Маленький Михаил помогал: подавал кадило, выносил свечу на богослужении. Пономарничал он на пару с сыном второго священника – Николаем Торопцевым. Им сшили стихарики, которые, по словам отца Михаила, до сих пор сохранились в том храме. Мальчики сдружились настолько, что воспоминания о проведенных вместе днях не изгладились в памяти. Много лет спустя их пути пересеклись, и уже священниками они снова оказались в одном алтаре.
ВЫБОР, ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫЙ
Стать служителем Божиим Михаил решился, будучи совсем юным.
«Может, повлияло то, что родился в духовной семье. Может, детство, проведенное в храме. Он был величественный, в крестах были вставлены стекла, на солнце они светились. Может, помогли молитвы отца», – рассуждает священник.
В духовные вузы принимали только совершеннолетних. Но выпускник десятилетки все-таки рискнул подать документы в три семинарии – Московскую, Ленинградскую и Одесскую.
Приняла Одесса. Молодой человек был зачислен вольным слушателем, а через два с половиной месяца, по достижении восемнадцати лет, официально стал семинаристом. Учился успешно. Но, как и все собратья по учебе, прошел через испытания. На четвертом курсе занятия пришлось прервать – призвали в армию.
В это время отец Михаил получил напутствие и благословение одесского старца Кукши (Величко), который теперь прославлен в лике святых.
«Он был старенький. К нему попасть было сложно, но кто очень хотел, попадал. Стучусь к нему, а он кричит: «Миша, иди, я тебя давно жду». А ведь он меня не знал, и я его никогда не видел. Прозорливый был старец, – вспоминает батюшка. – Говорю: «Меня в армию берут, отец Кукша, помолись». – «Ничего, отслужишь». Я спрашиваю: жениться мне или нет? Он: «Нет, армию отслужи, а после женись».
Три года срочной службы прошли в Архангельской области. Михаил приобрел полезные навыки: научился вулканизировать камеры к машинам, которые возили лес, постиг премудрости сварки. Но этот новый опыт не вытеснил желания стать пастырем. Расчет на то, чтобы увести молодежь в «практические» профессии, в его случае не оправдался.
Вернувшись в семинарию, в рождественские каникулы Михаил наверстал упущенное. Успешно сдал экзамены. Талантливого студента рекомендовали в Московскую духовную академию. Там Михаил встретил еще одного известного старца – архимандрита Тихона (Агрикова).
«Он у нас преподавал, – поясняет батюшка. – Как-то задает вопрос нам: что вы должны сделать, будучи священниками, какой понести подвиг? Отвечают: молиться, поститься, праздники соблюдать, в храм ходить. Все собрали. А он говорит: на могилки надо ходить».
Духовную академию отец Михаил не смог окончить по состоянию здоровья. Вернулся на малую родину. И снова пришел в церковь – псаломщиком.
ОДНОГО ДУХА
В это время он пригляделся к девушке, которая пела на клиросе в Никольском храме Моршанска. Кто мог быть для будущего священника лучше спутницы одного с ним духа? Михаил и раньше ее видел, но не думал, что это будет его судьба.
«7 февраля 1968 года расписались с Зинаидой в Моршанске и к вечеру поехали в Карели венчаться. Венчал нас не папа, а другой священник – отец Иоанн. При керосиновой лампе, электричества не было», – рассказывает батюшка.
В этом браке родилось трое детей – сын и две дочери. Все они, следуя примеру родителей, остаются при Церкви: поют на клиросе. Старшая дочь замужем за священником, трудится в епархиальном управлении в Алма-Ате.
ДАЛЬНИЕ КРАЯ
Чтобы принять сан, Михаилу Ильинскому пришлось отправиться в Сибирь. Пригласил к себе однокурсник по семинарии протоиерей Александр Пивоваров.
«Он был благочинным. Произносил прекрасные проповеди, мог управлять хором. Очень хорошее на меня произвел впечатление, стал для меня примером», – признается отец Михаил.
1968 год отметился в биографии еще одной важной вехой: архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) рукоположил Михаила 19 декабря во диакона, а через три дня – во иерея. Отец Михаил отдал сибирским приходам – и городским, и сельским – 17 лет.
«Тяжело приходилось, – говорит батюшка. – И нападкам мы подвергались. Храм покрасить или что другое сделать – полагалось просить в райисполкоме разрешения. Не разрешали. Убожество было».
Довелось служить в маленьком деревянном храме, который стоял в болотистой местности. Весной во время разлива реки и его, и дом священника затапливало.
«Все равно люди ходили, молились. Их молитвами Господь уберег нашу землю, – замечает отец Михаил. – Посмотришь, бывало, на народ – одни платочки. Мужчин никого нет, может, один старичок появится. Молодых мало приходило. Но с Божьей помощью все претерпели».
ТАМБОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
С разрешения архиерея отец Михаил вернулся на Тамбовщину, чтобы присматривать за старенькой мамой. Назначенный на Тамбовскую кафедру епископ Валентин (Мищук) зачислил его клириком в единственный на тот момент в городе Покровский собор. А в 1990 году епископ Евгений (Ждан) благословил на приход городского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», где уже два года служил друг детства отец Николай Торопцев.
Это была одна из немногих устоявших в советскую эпоху церквей монастырского комплекса. Ее поднимали из руин. Одновременно несли духовное просвещение тем многим тамбовчанам, которые хотели познать отеческую веру.
«Не верилось, что наступили такие времена, когда Церковь стала свободна. Начали восстанавливать старинные храмы, открывать новые. Мы духом воспряли. Благодатное было время», – улыбается отец Михаил.
33 года он наблюдает за тем, как преображается Вознесенский монастырь. Рядом со старинной церковью выросли келейные корпуса, здание воскресной школы, крестильный храм и величавый Вознесенский собор. Богородичный храм был обновлен. Особенно интенсивно благоукрашение шло заботами митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия. Наполнили обитель жизнью не только прихожане, но и монахини. Радостно это видеть отцу Михаилу. И это для него высокая награда за 55 лет предстояния у престола.
Хотя уже довлеет возраст, батюшка прислушивается к словам владыки Феодосия: пока есть силы, надо служить и просвещать народ. Отец Михаил считает своей обязанностью передавать духовный опыт преемникам – молодым священникам:
«Говорю им: обязательно исполняйте правило, когда готовитесь к Литургии, чаще читайте Евангелие – это пища для души, будьте примером для христиан и всегда помните, что носите великий сан и посвятили себя служению Богу до конца жизни».
А простым прихожанам батюшка заповедует в проповедях:
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни – так Господь нас призывает. Он Сам претерпел за нас распятие. Он оставил нам пример, чтобы и мы несли свой крест, какой бы тот ни был. Тяжелых крестов никому не дается, каждый человек может свой понести. Только надо идти с верой, любовью, надеждой на Бога».