Семья очень высоко почитается в православии, ее даже называют малой церковью. Она начинается с благословения Бога – с венчания. А в пример всем верующим ставятся благочестивое супружество и воспитание детей, явленные святыми. С именами некоторых из них знакомит иконографическая выставка «Святые покровители семьи», которая открылась в первый день весны в городской библиотеке имени Н.К. Крупской.
Как следует из названия, все работы связаны одной темой: история почитания святых так или иначе соотносится с феноменом семьи. В экспозиции можно увидеть как известные иконы: Рождество Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, – так и едва ли знакомые широкой публике образа: например, мучеников Гурия, Самона и Авива или преподобного Давида Гареджийского. Впервые представлены Казанская икона Божией Матери, Покров Пресвятой Богородицы, образа святителя Митрофания Воронежского и блаженной Ксении Петербургской.
Всего в арт-холле библиотеки вывешено тридцать образов, созданных учащимися отделения иконописи и церковно-прикладного искусства Детской художественной школы №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова и членами объединения тамбовских иконописцев «Къ Свету». Казалось бы, экспозиция скромная, но это цвет колоссальных трудов. Чтобы овладеть искусством иконографии, человеку требуется десять-пятнадцать лет непрерывной практики. Почти столько же по времени продолжается процесс создания иконы: доска выдерживается восемь лет, две-три недели уходит на ее грунтовку, затем накладывается сусальное золото, двенадцать-пятнадцать тончайших слоев яичной темперы, дающих эффект внутреннего свечения, и, наконец, лаковое покрытие.
Тамбовские изографы пишут в канонической традиции. Этой технологии более полутора тысяч лет. Используются только натуральные материалы: пигмент стирается на желтке куриного яйца, образ пишется строго в уставе. В иконописи не может быть развития: нельзя придумать новый сюжет, но есть совершенствование и определенное движение в трактовках. Так, на выставке представлены работы, созданные в рамках тамбовского иконописного направления. Для него характерно обилие малахитовых тонов и отсутствие синей и желтой краски, приближенные цвета создаются за счет смешивания других красок.
Если постараться вникнуть в суть изображенного, пятью минутами созерцания не обойтись. Известный тамбовский иконописец профессор Михаил Никольский считает, что икона – это скорее книга, чем картина, потому что образ нужно читать. За ним обязательно стоит огромный контекст. На примере выставки мастер рассказал посетителям о приемах распознавания символики:
«Икона «Неупиваемая Чаша» – здесь интересно показан престол: он раскрывается вовнутрь. В иконописи этот принцип называется обратной перспективой. Если в академической живописи точка в глубине, и все к ней сходится, то в иконописи она выносится на зрителя, и изображение расширяется внутрь, эффект таков, что внутри больше, чем снаружи. А вот образ преподобномученицы Елизаветы – Великой княгини Елизаветы Федоровны. Она основала Марфо-Мариинскую обитель, поэтому мы позволяем себе писать ее со стилизованным в уставе храмом, созданным благодаря ей. Орнамент по периметру – в стиле модерн, это объясняется тем, что в стиле модерн построен монастырь. Присутствуют лилии – цветы, растущие на месте ее убиения. Святая изображается в белых одеждах: после гибели мужа она приняла монашество и стала настоятельницей монастыря. Тем не менее ей молятся о помощи в семье, потому что она знала семейное счастье».
Краткие комментарии сообщают о том, что к тому или иному святому обращаются с определенными прошениями. Однако в церковной практике нет таких строгих границ, это лишь благочестивая народная традиция, связанная с житиями подвижников или же примерами их помощи.
Иконы говорят молча, побуждая к созерцанию, размышлению, расширению кругозора. Смотреть произведения иконографического искусства лучше вживую, обращая внимание на колорит и детали. Эта возможность будет у тамбовчан в течение месяца.