История родного края и своей семьи все больше увлекает людей. Современники видят, что за ними – опыт и слава многих поколений предков. Документы, публикации, фотографии, воспоминания предков – источников, чтобы проникать в прошлое, множество. Только собрать разрозненные факты воедино под силу не каждому: нужна уйма времени и большое терпение. К счастью, есть специалисты, по-настоящему увлеченные, готовые отдавать годы полюбившейся эпохе или месту, а потом просто делиться результатами труда со всеми. Один из таких энтузиастов – тамбовский историк и краевед Ростислав Просветов. Его 25-летние исследования увенчались изданием книги «Кирсанов. Наша история». В ней – около 300 страниц и около 200 иллюстраций и фотографий.
Как известные произведения помогли выйти на след их забытого автора, почему градообразующий завод оказался призраком, откуда за границей аэроснимок города: о создании книги корреспондент газеты узнал из первых уст.
Груды информации
«Каждый человек должен искать смысл жизни, свое призвание. Моя задача – рассказать о Кирсанове, отдать дань уважения моей малой родине», – признается Ростислав Юрьевич.
Поначалу, во время студенческой практики на историческом факультете, он без задней мысли записывал рассказы старожилов, потом, работая учителем, собирал по крупицам информацию, чтобы рассказать о городе своим ученикам в школе. Материалы все копились и копились. Название города, как магнит, притягивало новые сведения. Чтобы не потерять эти сокровища, с 2002 года стал вести сайт «Град Кирсанов». Там любому пользователю доступно то, чем порадовали краеведа скрупулезные поиски: выписки из архивных документов, карты, фотографии из фондов музеев и семейных альбомов, исторически значимые публикации в местных газетах и брошюрах, научные статьи, воспоминания жителей, дневниковые записи, биографии известных личностей, связанных с городом, и многое другое.
С разницей в 15 лет вышли две книги в соавторстве – «Кирсанов православный» и «Очерки истории города Кирсанова: годы и люди». Но краеведение неисчерпаемо. Изрядно пополнил копилку сведений фонд Пушкинской библиотеки, где Просветов уже два года работает заведующим Центром библиотечного краеведения. Снова сесть за стол сподвигла директор Кирсановского музея Ирина Шапиро, предложив воспользоваться местным фондом. В самом деле, книга была написана при полном погружении в атмосферу.
«Взял отпуск и отправился в Кирсанов, – рассказывает Ростислав Юрьевич. – Специально поехал пригородным поездом по железной дороге. Как на машине времени переместился: вся история проносилась в голове, все мне было знакомо, все ясно видно, и концепция книги была уже сложена. Задумка была проследить всю историю города».
Время и люди
«Кирсанов. Наша история» – поистине фундаментальный труд, можно сказать, летопись города. Временной охват в издании – от доисторического периода до 2000-х годов. Особенность книги в том, что, имея под собой серьезную научную основу, она рассчитана на широкий круг читателей.
«Людям нужны истории, легенды, а не сухие статистические сведения, – уверен краевед. – Поэтому внимание сосредоточено на событиях и людях. Звучат голоса свидетелей эпохи, которые дополняют картину жизни города яркими деталями. Но я счел важным не просто все это зафиксировать, а уложить в единую концепцию, чтобы был виден смысл хода истории».
Открытия и уточнения
Во время работы над книгой было сделано несколько открытий. Большинство из них – о людях. Например, раскрылась тайна, окружавшая имя хормейстера Ивана Ишина. До революции он был псаломщиком, певчим и регентом в рассказовской церкви. Его хор в сто человек выступал в Кирсанове, ездил по Тамбовской губернии. Концерты давали большие сборы.
«Ишин был известен как церковный композитор. Сохранились ноты, изданные его родственником в Крыму. Но о нем самом нигде не было ни строчки, – рассказывает Ростислав Просветов. – Только по фондам музея узнал, что есть его фотографии, афиши, надписи на снимках».
Благодаря вдумчивому анализу удалось сделать и весьма существенное уточнение. Впервые в книге черным по белому написано, что никакого железоделательного завода в Кирсанове, на котором он якобы был основан, не существовало.
«Краеведы долго ломали голову: откуда в Кирсанове руда, если там нет залежей? Пришли к выводу, что шли в ход болотные железные руды. Однако это время Петра I, а он запретил их использовать: для военного дела такое железо не подходило, оно крошилось, – говорит автор. – Выяснилось, что эта ошибка пошла из географического словаря Российского государства, изданного в 1788 году, где к городу приписывается Кирсинский железоделательный завод. На самом деле он находится в Вятской губернии. Просто в словаре произошла путаница, которая затем повторялась в различных краеведческих изданиях и дошла до наших дней».
Еще один сюрприз, удививший знатока города, – описание ярмарки перед революцией. Очень красочно и интересно его описывает старожил города Яков Иванович Кирсанов. В качестве иллюстрации к этому описанию была выбрана картина Нины Симонович-Ефимовой, написанная по свежим впечатлениям от одной ярмарки в Тамбовской губернии. На переднем плане картины – тамбовские бабы. Кстати, ее же картина «Хоровод» с теми же тамбовскими бабами сегодня выставлена в экспозиции областной картинной галереи. Это наследие помогает с максимальной достоверностью представить себе дела давно минувших дней.
Настоящий кладезь – иллюстративный ряд. Старинные и современные фотографии, рисунки, картины, карты – это собрание из разных источников. На форзаце помещена линогравюра Валентина Беляева из Моршанского краеведческого музея, где изображен Кирсанов 1966 года. Она показывает все его своеобразие: холмистость, одноэтажность, пересечение сельского и городского уклада жизни. Древние времена отражены в снимках экспонатов областного краеведческого музея и местного, кирсановского. Это, например, череп шерстистого носорога, бивень мамонта, каменная половецкая баба. Есть снимки не только из местного архива, но и из зарубежных. Так, аэрофотография Кирсанова от 12 мая 1942 года – из архива в Германии.
При всем этом белых пятен еще много. В частности, Ростислав Юрьевич опасается глубоко анализировать 90-е годы прошлого века: чувствует, что будет пристрастен в оценках. Этот период оставлен для преемников.
Город может удивить
Современный Кирсанов, конечно, преобразился. По словам Ростислава Юрьевича, он сам был приятно удивлен последними изменениями. В городе развита инфраструктура и торговля. Он может быть очень даже интересен туристам.
«Кирсанов привлекателен своей архитектурой и историей. Он любопытен для людей различных интересов, – считает краевед. – Знаменит Тихвино-Богородичный монастырь, который основала преподобная Марфа Тамбовская. В городе есть кладбище военнопленных Первой и Второй мировых войн. В прежние времена была синагога, был и военный аэродром. Кирсанов – еще и центр Антоновского восстания. Сохранился дом, который снимал Антонов. Все исторические места в шаговой доступности. Неподалеку находятся Ирская коммуна и имение поэта Евгения Боратынского Мара. В свое время город посещали святой Иоанн Кронштадтский, певец Федор Шаляпин, революционный деятель Михаил Калинин, маршал Семен Буденный, маршал Георгий Жуков и другие известные личности. Многие деятели были выходцами из Кирсанова. Есть что показать и рассказать. Естественно, обо всем этом можно прочитать в книге».
Кирсанов находится на стыке Тамбовской, Саратовской, Пензенской областей. Между ближними населенными пунктами разных регионов образовались тесные связи, и повседневная жизнь подчас не ориентируется на административные границы. Особенность путей общения и сообщения – отдельная тема, и она не оставлена без внимания исследователя.
На годы вперед
Книга вышла в издательстве Сергея Ходова в Санкт-Петербурге тиражом в 1000 экземпляров. Ее отличают качественная полиграфия и грамотное оформление. Этот проект – полностью гражданская инициатива. Автор-энтузиаст, безусловно, был тронут тем, что помогали неравнодушные люди: кто-то делился информацией, кто-то вносил посильную лепту.
Свою новую книгу Ростислав Просветов посвятил всем, кто небезразличен к истории края.
«Моя мечта – чтобы через 20-30 лет нынешние кирсановские малыши могли сказать: «У меня в детстве была такая книжка, и я знаю свою историю», – резюмирует краевед.