Ахлебиновская роща, которая была благоустроена в этом году за счет средств национального проекта «Жилье и городская среда», стала не только местом для прогулок и развлечений, но и площадкой для проведения краеведческих экскурсий. Они проходят по инициативе местной жительницы, помощника депутата Тамбовской областной Думы Наталии Солдатенковой. Она создала проект «Аудиогид. История Ахлебиновской рощи», который реализуется при грантовой поддержке Департамента молодежной политики правительства Тамбовской области в рамках конкурса молодежных проектов «Росмолодежь. Гранты».
Аудиогид знакомит тамбовчан с богатой историей старейшего парка города. Он доступен на платформе «Артефакт», разработанной Минкультом. Аудиогидом можно воспользоваться как самостоятельно – для этого на территории парка стоят специальные стенды с qr-кодами, так и в составе группы – на прогулку необходимо заранее зарегистрироваться. Нужны лишь телефон и наушники. Аудиогид доступен бесплатно 24/7.
— Идея его создания возникла не случайно. Это проект, который создавался с большой любовью к Ахлебиновской роще. Основная цель проекта — привлечь к изучению истории родного края молодое поколение. Всего частей в аудиогиде пять, они установлены по всей территории рощи и включают историческую информацию, начиная от восемнадцатого века и заканчивая сегодняшним днем, — рассказывает Наталия Солдатенкова.
Мифы и факты
Одна из самых привлекательных составляющих аудиогида – вторая часть, посвященная озеру. Она повествует легенду о русалках под музыкальное сопровождение. Однако не все в аудиогиде — мифы и легенды. Основная часть материала — исторические факты, подтвержденные документами и литературными изданиями. Чтобы наполнить аудиогид интересными фактами, Наталия провела значительную работу в архиве Тамбовской области.
— Теперь жители и гости Тамбова могут в любое время дня и ночи погрузиться в атмосферу истории, перейдя через qr-код на российскую платформу «Артефакт».
Ахлебиновская роща названа так в честь дворянского рода, имение которого располагалось на этой территории в середине восемнадцатого века. В 1748 году титулярный советник Петров, предположительно «нуждаясь в средствах» продал часть своих имений борисоглебскому дворянину Николаю Андреевичу Ахлебинину. Тот обустроил на приобретенном участке родовое гнездо и парк — Ахлебиновскую рощу. По данным, собранным Наталией Солдатенковой, парк попал в руки помещика в виде небольшого участка чернолесья. Местность была преимущественно заболочена, здесь росло много лип. Для строительства усадьбы и окультуривания участка Николай Ахлебинин переселил из Борисоглебского уезда в Периксинские выселки около пятидесяти крестьян. Часть деревьев вырубили, чтобы проложить аллеи, в центральной части рощи углубили ручей и создали небольшой каскад прудов, которые соединялись с озером.
С западной стороны путепровода по сей день сохранилось дореволюционное здание, которое, по мнению историков, могло принадлежать к усадьбе Ахлебининых, о чем свидетельствует его архитектурный облик. Здание также называют «Ахлебиновской дачей», но это мог быть и дом для прислуги.
Господа Ахлебинины
Если верить слухам лет минувших, Ахлебинины отличались достаточно жестоким нравом.
— В сохранившихся документах есть информация о том, что один из представителей этого рода действительно прославился грозным характером. Речь идет о Николае Семеновиче Ахлебинине, который владел имением в 1810 году. Он неоднократно был судим, а ученый популяризатор истории Тамбовского края Дубасов писал про него в своих очерках, что он был выдающимся типом помещика-самодура, — рассказывает Наталия Солдатенкова.
Властный характер некоторых Ахлебининых наложил отпечаток на общее представление о всей дворянской семье и даже лег в основу знаменитой легенды, которую рассказывает аудиогид в части «У озера». В народе это озеро называют «Копонь» — сердце рощи. По одной из версий, крепостные девушки бросались в его воду, не выдержав жестокого нрава помещика.
Легенда озера
Легенда Русалочьего озера гласит, что у последних Ахлебининых был сын Александр, который полюбил простую крестьянку. Саша отличался от своих родителей, был скромным юношей, заступался за крепостных. Как только мать Александра узнала о любви сына, то тут же приказала отправить девушку на конюшню, чтобы ее высекли плетьми. Александр заступился за любимую, сообщив, что не переживет, если с ней что-то случится. Тогда было решено отправить юношу в Санкт-Петербург на военную службу, а его возлюбленную выслать в деревню и выдать там замуж.
Той же ночью девушка побежала к озеру в глубине рощи и больше оттуда не вернулась. С тех пор Саша ходил сам не свой. Вскоре после этого у озера супругу хозяина усадьбы ужалила змея, и женщина умерла. Старый Ахлебинин уже жалел, что позволял супруге так жестоко обходиться с любимой сына, но повернуть время вспять было невозможно. Жизнь в усадьбе будто остановилась.
Однажды ночью юноша пошел через рощу на берег озера и встретил там свою любимую в образе русалки. Завороженный любовными чарами, юноша вошел с ней в озеро, и они вдвоем скрылись в темной воде. В лунном свете мелькнул хоровод водяных красавиц и, окутавшись облаком тумана, скрылся. Пусто стало на озере, потянул предутренний ветерок, зашелестел камыш, а наутро нашли бездыханное тело самого Ахлебинина. С тех пор запустели усадьба и роща.
Не стоит забывать о том, что это всего лишь легенда. Хотя, кто знает…
Школа на месте усадьбы
В восьмидесятые годы девятнадцатого века в деревне Перикса поселилась помещица Софья Сергеевна Шлихтин, урожденная Ахлебинина. Усадьба была унаследована ею не по прямой линии, что до сих пор является загадочным обстоятельством для современных краеведов. Она не проживала в усадьбе, а сдавала ее в аренду, как и 112 десятин в своем имении Периксинские Борки. Память о ней сохранилась в названии другого озера – Шлихтинского.
В 1882 году Ахлебиновскую усадьбу с домом и рощей арендовал купец Лоскутов. Дом и постройки отремонтировали и перестроили в ресторан с игорным залом и бильярдной. Здесь было шумно и весело, игра шла по-крупному.
Трудно судить о том, как сложилась судьба последних Ахлебининых в начале двадцатого века. В письме в Тамбовское дворянское собрание один из представителей рода Владимир Дмитриевич Ахлебинин в 1908 году писал с просьбой выслать ему копию родословной росписи дворян Ахлебининых. Адрес отправителя — Москва, что может свидетельствовать о последнем месте проживания представителей дворянского рода.
Учитывая расположение Ахлебиновской дачи, можно предположить, что сама усадьба занимала место аккурат там, где сегодня располагается школа №30.
— Момент утери усадьбы документально на сегодняшний день не зафиксирован. В 1909-1912 годах жизнь в ней прекращается, а вместе с тем разворачивается грандиозное строительство военного городка для размещения запасных армейских частей. В июле 1913 года городок был построен и принят на баланс Военного министерства. Так история помещиков Ахлебининых сменяется новой вехой — историей военного городка под названием «Пехотка», — рассказывает Наталия Солдатенкова.
Древнейший лес
За линией Юго-Восточной железной дороги находится берег реки Жигалки. Ахлебиновская роща, по мнению современных ученых, является последним сохранившимся участком древнейших лесных массивов, история которых относится к первому тысячелетию нашей эры.
В семидесятых годах девятнадцатого века от Тамбова с северо-запада на юго-восток была проложена насыпь железной дороги. Она пересекла пойму Цны, существенно изменив характер вод в пойме Жигалки. Это значительно сократило лесной массив. В середине 1930-х годов близ Ахлебиновской рощи разместилась Тамбовская моторно-техническая станция. Стараясь сохранить уникальный памятник природы, 29 июня 1958 года постановлением исполкома городского Совета Ахлебиновская роща была переименована в Южный парк, а также были приняты меры к ее охране.
С 1979 года решением исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов Ахлебининская роща признана особо охраняемой природной территорией со статусом памятника природы регионального значения. Ее площадь – 13 гектаров. В парке растут сосна обыкновенная, липа мелколистная, лиственница сибирская, лиственница европейская, каштан съедобный. Разных деревьев в парке насчитывается более двух тысяч, есть в роще и старые дубы, их возраст — более трехсот лет.