Существует не так много людей, которых привлекает погружение в труднодоступные места. Достаточно опасный и сложный вид спорта под силу только истинным авантюристам и любителям адреналина. Журналист НГТ поговорил с местным спелеотуристом, который продвигает этот вид спорта в нашем регионе.
Зов неизвестности
Владислав Клечковский занимается спелеотуризмом с 12 лет. Молодой человек рассказывает, что самый первый его спуск был в Воронцовские пещеры Краснодарского края, которые представляют собой 12 километровый лабиринт с гротами и подземными ручьями. Там можно увидеть причудливые натечные минеральные образования – сталагмиты и сталактиты, отдельные из которых достигают нескольких метров в длину. Тогда еще спортсмен не знал, что будет заниматься этим профессионально. Желание прикоснуться к неизведанному появилось на первом курсе университета.
«Сначала увидел фотографии огромных потрясающих залов, потом – видео с подземными водопадами и захотел на все это посмотреть вживую», – вспоминает Владислав.
И уже на втором курсе отправился в путь. Владислав повел группу в Конобеевские каменоломни. Они отличаются от пещер тем, что созданы с помощью человека, а не природы. На протяжении всего XIX столетия вплоть до 20-х годов XX века люди добывали здесь камень. Потом территорию забросили. Протяженность подземных ходов каменоломен, по оценкам спелеологов, превышает три тысячи метров.
«Насколько мне известно, мы первые, кто закартографировал нынешнее состояние Конобеевских каменоломен. Там же я впервые жил несколько дней под землей», – рассказывает спелеотурист.
С риском по жизни
На счету у спортсмена более десяти спусков. Не так давно Владислав повел группу в пещеру Волчья яма недалеко от Ельца. Сначала команда спустилась под землю на 25 метров и провела осмотр пещеры после сезона паводков. Затем Владислав организовал тренировку для новичков с прохождением карнизов, лазов, расщелин и узостей. Сложность заключалась в рельефе. Необходимо было идти враспор между стен над щелями, протискиваться через витиеватые ходы, карабкаться вверх по скользким от глины камням и спускаться по ним вниз. Группа успешно завершила вылазку, новички-спелеотуристы вернулись с набранным опытом. Но много лет назад эта же пещера преподнесла неприятные сюрпризы, которые отложились в памяти.
«Проходили через трещину в скале над обрывом. Вниз падать не слишком далеко, но неприятно, поэтому нужно было проползти сверху между двух скал. Трещина узкая, местами 20-30 см, ползти тяжело. Один из участников не выдержал и сорвался вниз. Ввиду своего субтильного телосложения сам он проскочил, а вот каска нет. И он завис в воздухе на ремне от каски. Я кинулся вниз, подставил плечо, он смог на него опереться и скинуть ремешок. Выбрались, даже каску вытащили, но с тех пор ходим эту узость с касками в руках», – вспоминает Владислав.
Не забывая о безопасности
Непредвиденные ситуации могут возникнуть даже при соблюдении всех правил, которые крайне важны в любом занятии, связанном с риском. У спелеотуристов, как отмечает Владислав, правила несколько похожи на альпинистские. Из основного: не трогать подвижные камни, не отпускать четвертую точку опоры, пока нет трех других.
«Ну и самое полезное, что спасало меня не раз: если сомневаешься – не лезь, – говорит Владислав. – Как гласит спелеологическая пословица, спелеологи бывают смелые и старые. Вот я очень хочу стать старым.»
Как подмечает спортсмен, главной опасностью под землей является не упавший камень или узкий лаз. Большинство подземных исследователей гибнет от гипотермии, поэтому необходимо внимательно следить за температурой своего тела и товарищей. По первым подозрениям нужно применять спасательный набор, который спелеотуристы берут в каждую экспедицию.
«В наборе обязательно должны быть спасательное одеяло, свечка и водоустойчивые источники огня. Эти предметы отделяют человека от смерти в случае непредвиденных обстоятельств, – рассказывает Владислав. – Свет под землей – это жизнь, поэтому запас аккумуляторов должен в два раза перекрывать ориентировочное время нахождения под землей.»
Самым главным пунктом безопасности спортсмен называет осведомленность близких людей в передвижениях спелеотуристов. Если человек на земле знает местонахождение и время предполагаемого выхода на связь, при грамотных действиях можно предотвратить несчастные случаи.





