В годы Великой Отечественной войны Тамбовский вагоноремонтный завод, как и все советские предприятия, перестроился на работу в новых условиях. Производство получило ориентир на оборону. Полторы тысячи рабочих отправились на фронт, а в цехах продолжили трудиться мастера, получившие «бронь», женщины и подростки. На своих местах люди совершали боевые и трудовые подвиги.
Как выходцу с завода удалось угнать немецкий самолет, когда бойцам пришлось выручать рабочих и почему юного токаря звали по имени-отчеству – об этом и многом другом рассказывают в Музее истории ТВРЗ, который располагается в здании тамбовского железнодорожного вокзала.
ПОСТАВИТЬ НА РЕЛЬСЫ
Когда немецко-фашистские войска ступили на советскую землю, ТВРЗ приобрел стратегическое значение. По железной дороге пошли грузовые поезда с техникой, боеприпасами и провизией, эшелоны с бойцами и ранеными. Требовалось не только ударно ремонтировать подвижной состав, но и создавать новую продукцию.
Поставить производство «на военные рельсы» удалось в короткие сроки. Предприятие, ведущее свою историю с 1899 года, уже имело опыт работы с оборонными заказами. В Первую мировую войну Тамбовские вагонные мастерские оборудовали санитарные поезда, изготавливали артиллерийские повозки, гильзы для снарядов и ручных гранат. В Великую Отечественную завод стал выпускать бронепоезда, военно-санитарные и восстановительные составы, банно-прачечные вагоны, снегоочистители, а также боеприпасы.
Бронепоезд стал уникальной боевой машиной. Он состоял из тепловоза и вагонов, обитых бронированной сталью, на вагонах были оборудованы огневые точки. В 1941 году, когда враг подходил к столице, были выпущены бронепоезда «Тамбовский рабочий» и «Москва».

«Причем вклад внесла сама боевая бригада, которой предстояло воевать на бронепоезде. Военнослужащие приехали на завод, а состав еще не был готов. И тогда бойцы, засучив рукава, помогли рабочим довести продукцию до госприемки. Первым вывел поезд из депо машинист Семен Иванович Леонов. Бронепоезд побывал в боях, в 1943 году вернулся в Тамбов на ремонт, а потом снова отравился на передовую», – рассказывает хранитель музея Ирина Пономарева.
Был случай авианалета на ТВРЗ. Снаряды не попали в цель, но повредили железнодорожные склады и часть вокзала.
«ЗАБРОНИРОВАННЫЕ», ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ
В первые же дни войны завод «обезлюдел» на три четверти. Оставшиеся специалисты как квалифицированные кадры, необходимые производству, получили «бронь» от мобилизации.
«На заводе была строгая дисциплина, вход осуществлялся по пропускам. Военизировалась специализация, наименование некоторых должностей теперь звучало по-новому. Например, инженер-лейтенант тяги», – уточняет Ирина Васильевна.
Место ушедших на фронт рабочих заступили женщины, старики и дети.
Одним из видных специалистов была Тамара Ивановна Попова, которая разработала проект строительства чугунолитейного цеха. Он понадобился, когда на ТВРЗ поступил приказ о производстве гильз для авиамин. За годы войны в этом здании было отлито более двух миллионов корпусов 82-мм мин. Заправляли их на Котовском пороховом заводе, и на фронт уходила уже готовая продукция.

Оставшиеся на заводе опытные мастера руководили подростками, которые стали основной рабочей массой. Трудились юные заводчане осознанно и ответственно, стараясь не отставать от взрослых. 14-летний классный фрезеровщик Петр Егорович Иванов, чтобы доставать до станка, становился на ящик. За деловитость этот парень снискал столь высокое уважение, что его по имени-отчеству называл даже начальник завода.
Производство велось круглосуточно, без выходных, смены длились по 11-16 часов. Мастера неделями не выходили из цехов, да и сельские мальчишки оставались ночевать на рабочих местах. Тогда было решено создать подсобное хозяйство: девчата разводили кур, кроликов, выращивали овощи. Руководила процессом Анна Алексеевна Житенева. Активно работала комсомольская организация. Молодежь проводила различные мероприятия, собирала металлолом, дрова для госпиталей, помогала семьям солдат.
Условия работы были крайне тяжелыми, госзадания требовали напряжения всех сил, но выбывать из строя было нежелательно. Здоровье рабочих оберегали. В непосредственной близости к заводу, на улице Железнодорожной, находилась медсанчасть. Возглавлял ее заслуженный врач РСФСР Сергей Николаевич Глаголев.
Не останавливалась и работа заводской типографии. Выходила газета «Вагонник», которая доводила до сведения рабочих правительственные сообщения и важные новости. Также были выпущены облигации государственного займа.
В 1944 году коллектив завода был награжден переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны и Наркомата путей сообщения. Большой группе заводчан вручили ордена и медали за доблестный труд.
ГЕРОИ ИЗ РАБОЧИХ
Пока тыловики самоотверженно трудились в цехах, их товарищи били фашистов на передовой. Люди самых обычных мирных профессий проявляли невероятные находчивость и отвагу.
Евгений Александрович Иванов стал летчиком, защищал Ленинград. В 1941 году погиб при выполнении боевого задания. Владимир Иванович Муратов тоже сражался в воздухе. Попав в плен, сумел бежать: вместе с механиком-румыном угнал немецкий самолет, который тот обслуживал. Благодаря решительности Ивана Дмитриевича Мусатова, поднявшего на подмогу пехотинцам своих минометчиков, была сорвана контратака противника под Минском. Михаил Егорович Абрамов сражался в рядах артиллеристов. В боях отличался не раз, за что был отмечен орденами Славы трех степеней.

Трое выходцев с ТВРЗ были удостоены звания Героя Советского Союза. Летчик-штурмовик Валерий Сергеевич Рыжков принимал участие в Сталинградской битве, воевал на Курской дуге, освобождал Харьков, Запорожье, Одессу, Никополь. В годы войны совершил около 180 боевых вылетов, уничтожил три самолета и большое количество техники противника. Михаил Алексеевич Чернышев был связистом. При форсировании Днепра одним из первых переправился через реку и проложил кабельную линию. Пришлось буквально в зубах держать провода, чтобы соединить десант с командованием. Николай Иванович Мамонтов руководил батальоном, который одним из первых ворвался в Кенигсберг.
На фронтах пали смертью храбрых 300 заводчан. Их имена выбиты на мемориале, установленном на территории завода.
ДЕТАЛИ ИСТОРИИ
Макет бронепоезда является символом событий Великой Отечественной войны в Музее истории ТВРЗ. На корпусе – фотографии тружеников тыла и фронтовиков, документы и предметы военной поры, вырезки из газет. В экспозиции также представлены образцы производившихся снарядов. В отдельной витрине выставлены ордена, медали, почетные знаки железнодорожников. Четырем военным годам посвящен большой блок книги Вячеслава Сизова «Тамбовский вагоноремонтный завод», изданной в 2019 году.

ПРЕЕМСТВО
Работники завода нашего времени не только чтут память своих предшественников, но и следуют их примеру.
«Наши ребята участвуют в боевых действиях на СВО. К сожалению, четверо погибли. Ветераны оказывают посильную помощь: плетут маскировочные сети, собирают продукты и вещи для отправки на передовую. Производство вновь не в стороне: сегодня на заводе выпускают печки-буржуйки, на которые у солдат большой спрос», – резюмирует Ирина Васильевна.