Анастасия Меркулова. Фото предоставлено А.Меркуловой

Анастасия Меркулова – педагог в четвертом поколении

Признается, что быть учителем не планировала.

«Истории о том, как в детстве играла в школу с братьями, не про меня. Больше думала о том, что займусь какими-нибудь научными исследованиями, стану большим ученым. При этом – да, я росла в семье, где царил культ образования. Не учительской работы, а именно образования. Меня воспитывала бабушка – заведующая районо. Я прекрасно знала учительские судьбы своих родственников. Все они были невероятно скромными, интеллигентными людьми, никогда не делавшими из своей профессии пример для подражания», – рассказывает Анастасия Меркулова.

Анастасия Меркулова. Фото предоставлено А.Меркуловой
Анастасия Меркулова. Фото предоставлено А.Меркуловой

ПЕРВЫЕ В ДИНАСТИИ

Педагогическая династия нашей героини берет начало от ее прадеда Евгения Петровича Сербжинского. Выпускник Екатерининского учительского института в Тамбове работал во многих селах Тамбовской области. С 1947 года трудился в селе Коростелево Мучкапского района в должности директора семилетней школы, преподавал биологию. Его супруга Мария Семеновна предположительно окончила Ольгинский институт при Вознесенском монастыре в Тамбове. Преподавала математику. Оба были удостоены высшей награды страны – ордена Ленина.

УЧИТЕЛЬ-ФРОНТОВИК

Их сын Борис Сербжинский, дед Анастасии Меркуловой, – фронтовик. Сразу по окончании школы в 1941 году его призвали на фронт. Спустя год он был уже в звании младшего лейтенанта в действующей армии в должности командира взвода телефоннокабельной роты. Тяжелое ранение привело к ампутации ног. По возвращении домой работал счетоводом в колхозе. В победном 1945-м поступил в пединститут по специальности «История». Учился заочно. С 1951 года вместе с супругой Марией Григорьевной жил в Мучкапе. Там Борис Евгеньевич был заведующим районо, потом директором школы. Мария Григорьевна преподавала в начальных классах. В 1964 году они перебрались в село Татаново. Здесь десять лет, вплоть до своей кончины, Борис Сербжинский директорствовал в школе и вел уроки истории. Коллеги сплотились вокруг порядочного, образованного, очень интеллигентного человека. Он был требовательным, в меру строгим человеком, при этом подоброму относился к учителям и ученикам.

Борис Сербжинский большое внимание уделял учебно-воспитательному процессу в школе. При нем был организован лагерь труда и отдыха «Факел», где старшеклассники летом жили в палатках на берегу Цны и работали в совхозе «Цна». Возросла роль комсомольской и пионерской организаций школы, физкультурно-спортивной работы, был разумно организован труд и отдых учителей. В 1970-х годах под руководством Бориса Евгеньевича к школе было пристроено новое здание. Благодаря этому удалось избежать открытия третьей смены.

Участие в боях подо Ржевом, множественные перенесенные операции, тяжелое голодное послевоенное время подорвали его сердце. Он перенес несколько инфарктов и 18 апреля 1974 года на пятьдесят втором году жизни скончался. В селах Татаново, Куксово о директоре школы Сербжинском сохранилась добрая память.

ПРОДОЛЖАТЕЛИ ДИНАСТИИ

Старшая дочь Бориса и Марии Сербжинских Татьяна, тетя Анастасии Меркуловой, окончила Тамбовский педагогический институт и Ленинградский театральный институт. Многие годы работала в театре, была педагогом в культурно-просветительном училище, Тамбовском институте культуры, театральных студиях и воскресных школах. Преподавала художественное слово. Старший внук Бориса Сербжинского Дмитрий тоже стал педагогом, работал в Пермской области учителем биологии и директором школы. Сейчас он микробиолог.

«И я, Анастасия Меркулова, — представитель четвертого поколения династии Сербжинских. Выпускница филфака ТГУ имени Г.Р. Державина, в стенах которого защитила кандидатскую диссертацию, теперь работаю в школе №22 Тамбова и преподаю в ТГМПИ имени С.В. Рахманинова», – говорит о себе наша героиня.

Ее педагогический стаж – 13 лет. Признается, что был промежуток, когда уходила в другую сферу деятельности. Но для этого Анастасия Станиславовна получала необходимое ей для работы образование. Всего их у нее семь. Да и дисциплин она ведет сегодня немало.

«Я тут как-то посчитала: за всю свою педагогическую деятельность в разных аудиториях вела в общей сложности двадцать предметов, включая физкультуру и философию», – призналась ныне методист и по совместительству педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум» школы №22 Тамбова Анастасия Меркулова.

ПЕРВЫЕ УРОКИ И УЧЕНИКИ

«Помните Ваш первый урок? С чего начиналась Ваша преподавательская деятельность?

«На тот момент это был тамбовский филиал Поволжской академии госслужбы. Я преподавала риторику и культуру речи у взрослых студентов-заочников. Все они были состоявшимися в сферах деятельности людьми, которым нужно было овладеть навыками менеджмента, государственного и муниципального управления. Сложный опыт, но интересный.

В аудиторию подростков Анастасия Станиславовна вошла как учитель лет в сорок, когда уже свой ребенок был приблизительно того же возраста, что и ее ученики. Произошло это случайно, в Тамбовском многопрофильном колледже, где она работала заместителем директора и не должна была ничего вести. Она всего лишь подменила заболевшего учителя русского языка и литературы у первого курса. – «Гроза» Островского, творчество Маяковского… Я подумала, что мне это нравится. И главное, мне было комфортно работать с детьми», – признается Анастасия Меркулова.

ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ

Вообще, размышляя о том, в каком возрасте лучше входить в учительскую работу, с каких предметов и в какой ученический коллектив, Анастасия Станиславовна убеждена – все зависит от дисциплин:

«Преподавать, к примеру, философию, историю театра мне проще в нынешнем возрасте, потому что я читала книги, бывала в музеях, слушала и продолжаю слушать лекции ученых людей. Когда ты приходишь преподавать в двадцать лет, у тебя в голове только учебник, который ты прочитал вчера».

В технопарке Кванториум. Фото предоставлено А.Меркуловой
В технопарке Кванториум. Фото предоставлено А. Меркуловой

В ТГМПИ имени С.В. Рахманинова Анастасия Станиславовна ведет порядка десяти дисциплин: театральную педагогику, театральную этику, литературу, культуру речи и другие. Как специалист успевает совмещать гуманитарную деятельность в вузе и, в большей степени, техническую, работая с детьми в «Кванториуме», в голове сложно укладывается. Но главное – все укладывается, а скорее всего, четко разложено по полочкам в голове у Анастасии Меркуловой.

Есть ли области знаний, которые Вы хотели бы постичь как для общего развития, практического применения, так и для педагогической деятельности?

«Безусловно, такие остались. Еще один диплом вряд ли осилю. Но я осваиваю всякие технические штуки, учусь работать в сервисе по созданию сайтов, потому что преподаю такие предметы у школьников, как «Индивидуальный проект», «Технология». Постигаю азы работы в программе 3D-моделирования, учусь чертить в векторном редакторе, паять, пилить», – отвечает Анастасия Меркулова.

Продолжится ли педагогическая династия Сербжинских в следующем поколении? Кто знает? Дети Анастасии Меркуловой пока не определились с выбором профессии. Возможно, они продолжат учительские традиции своей семьи…