Когда Юрий Путилин выходит из своей квартиры, при нем всегда верный спутник – фотоаппарат. Если же его, за редким исключением, под рукой не оказывается, а взгляд поймал восхитительную картину, фотохудожник готов опрометью бежать домой за аппаратурой или, по крайней мере, подметить ракурс, чтобы на следующий день отправиться в то же место в тот же час за эксклюзивным кадром. Со временем увлеченный тамбовчанин не считается. Природные и городские виды он снимает в разные сезоны и фазы дня.
Зачем фотографу камуфляж, чем благоприятно первое утро нового года, и как поймать сказочного зверя – рассказываем о делах «за кадром».
Время творчества
Первой камерой Юрия Путилина, тогда девятиклассника, был пленочный фотоаппарат «Виллия». К нему прилагалась целая лаборатория: увеличитель, ванночки, растворы и прочие средства для проявки. Снимал, конечно, как придется и между прочим, в компании таких же самоучек-друзей. Чуть позже раззадорил интерес «Зенит-Е», который позволял работать более творчески благодаря спектру настроек. Практика практикой, но быстро пришлось понять, что нужна опора на теорию. Книги по фотоискусству были в дефиците. Тогда помогла русская смекалка.
«Обратил внимание, что в конце программы «Время» прогноз погоды иллюстрируется красивыми кадрами. На них были Москва, Ленинград, Владивосток и другие города. Конечно, этим занимались профессиональные фотографы. Начал учиться на их работах. Визуально получал знания: как грамотно построить кадр», – вспоминает Юрий Владимирович.
В 90-е возникла пауза. Иногда снимал на незатейливый фотоаппарат из прозванных мыльницами, но показалось скучно. Вдохновение вернулось, когда вошла в жизнь цифровая техника. Так совпало, что за победу в конкурсе «Лучший по профессии», а трудился Юрий Владимирович радиотехником, наградили цифровым фотоаппаратом. Как раз и литература появилась в изобилии, и Интернет.
«Есть определенные правила съемки, которые надо знать. А дальше – творчество, свой подход художника. Можно даже нарушить все законы построения кадра, но он будет исключителен и интересен», – говорит фотограф.
Снимает он в формате RAW. В этом случае камера выдает «сырое» изображение, оставляя простор для фантазии.
Тамбов в объективе
Фотография для Юрия Владимировича – увлечение. Он считает себя любителем. Снимает то, что нравится, и щедро делится с друзьями в соцсетях. Просто затем, чтобы люди порадовались.
«Делаю только позитивные снимки. Неприглядное никому не доставляет удовольствия», – подчеркивает наш собеседник.
Многие работы – уже часть истории родного края. Архив Путилина богат видами Тамбова прошлых лет. Снимки не просто качественные, но и художественные. Не раз Юрий Владимирович участвовал в издании краеведческой литературы: подбирал иллюстративный ряд к книгам Валентины Кученковой, Юрия Щукина и Александра Горелова, других авторов. Справочник «Тамбов. Прогулки с краеведом» вообще взял старт с фотографий.
«В книге «Тамбов старый, Тамбов новый» сравниваются дореволюционные открытки 1900-х годов с видами города и современные снимки тех же мест. Они были сделаны примерно с одного ракурса. Но мне хотелось большей точности. Специально искал точку, откуда снимал фотограф. На старых снимках улицы пустые, очень мало людей, машин, естественно, нет вообще. Сейчас показать город без машин и прохожих трудно. Думал, как бы выбрать время, чтобы движения было хотя бы поменьше. Встал утром 1 января и пошел по городу. Тишина, раздолье. Как раз снежок припорошил. И все получилось. Сделал альбом в «Одноклассниках». Александру Алексеевичу Горелову понравились эти фотографии-двойники с разносом по времени в сто лет. Он предложил создать книгу», – рассказывает Юрий Владимирович.
Что ни кадр, то приключение
Ради восхитительных кадров случается и не так изощряться. Можно проехать на велосипеде 214 километров за день, можно, как снайпер, не шелохнувшись лежать на земле часами, можно чуть ли не птичий язык освоить.
Юрий Владимирович, в самом деле, уже научился различать птиц не только по окраске, но и по голосам, узнал немало о повадках пернатых.
«Чтобы сфотографировать птицу, надо быть в курсе того, где она гнездится, чем питается. Важно терпение. Мало увидеть – попробуй подойти к ней. Конечно, многое зависит от техники, требуется объектив, который позволяет снимать с расстояния, – рассказывает фотограф. – Однажды снимал зимородка. Это одна из самых красивых птиц на территории России. Очень пугливая, осторожная, живет у рек, гнезда – над обрывом, питается рыбой – ловит ее на лету. Залег в камуфляже, сам понаблюдал, как себя ведет зимородок. С добычей летит, садится на ветку, осматривается. Пока он крутился, удалось наделать много кадров с разных позиций. Вообще с каждым кадром – своя история. Если их записать, целая книга получится. Фотоохота – захватывающее дело. Чувствуешь азарт. Никого не убиваешь – а возвращаешься с добычей».
Опыт и опыты
Иногда автор «играет» со зрителем, заставляя его включать воображение. Есть в коллекции Путилина целый лес, населенный причудливой живностью. Коряги под определенным углом превращаются в оленей, крокодилов, собак. Светотень щедра на оптический обман: так сложит пятна, что покажется, будто медведь лезет на дерево.
Пожалуй, они и есть самые фееричные – случайные кадры…
«А я в случайности не верю, в жизни все закономерно. Случайно – это когда фотографию хорошую сделал, хотя камеру дома забыл, – шутит Юрий Путилин. – Когда я беру в руки фотоаппарат, то уже либо есть задумка, либо настрой смотреть вокруг. Готов к тому, что может привлечь все на свете – поведение человека, одежда, новое освещение, расположение предметов. Я иду обязательно с хорошим настроением. Наверно, поэтому мне всегда везет. Порой наснимаешь – и хоть бы один хороший кадр. Раз – он появляется, я его называю кадром дня. Не ожидал – а вдруг, например, птица пролетела с распростертыми крыльями. Это удача фотографа. И такое часто бывает».
Экспериментов Юрий Владимирович тоже не чуждается. Недавно освоил монокль – простой объектив из одной линзы. Он дает эффект размытого, нечеткого кадра.
«Есть в этом что-то недосказанное», – уверен наш герой.
Одна из любимых фотографий в собственном собрании сделана как раз в этой технике. Романтичный образ: девушка в шляпе и голубом платье смотрит на воду, а мимо проходит катер – навевает мечтательное настроение. Юрий Владимирович назвал эту работу «Как быстро промчалось лето». Поэтичные названия, кстати, одно из важных дополнений к фотокартинам.
«Они передают, что я хотел показать в той или иной фотографии, – поясняет автор. – Чаще названия приходят, когда сделаешь кадр, а бывает наоборот – поэтические строчки пришли в голову, и к ним подбираешь композицию».
На счету – почти сто тысяч кадров. Из них – сотни высокохудожественных. Но нет намерения останавливаться. Много задумок, еще больше – ожиданий. Ведь жизнь – в непрестанном движении, щедра на перемены и сюрпризы. А значит, фотографу остается только поспевать за ней…
Один раз увидеть
Первая персональная выставка Юрия Путилина «Птицы Тамбовского края» (12+) открылась в минувшую субботу. В фойе на втором этаже Пушкинской библиотеки представлено более 70 фотографий. Зрители могут внимательно рассмотреть юрких соседей – обитателей городских парков, берегов Цны, лесополос и полей Притамбовья. Выставка будет работать до 30 октября.