Юрий Путилин в своем творчестве раскрывает красоту Тамбова

Только позитив

Тамбовский фотограф Юрий Путилин представил свою первую персональную выставку. Каким был путь к очередной вершине, наш корреспондент узнал из первых уст.

Когда Юрий Путилин выходит из своей квартиры, при нем всегда верный спутник – фотоаппарат. Если же его, за редким исключением, под рукой не оказывается, а взгляд поймал восхитительную картину, фотохудожник готов опрометью бежать домой за аппаратурой или, по крайней мере, подметить ракурс, чтобы на следующий день отправиться в то же место в тот же час за эксклюзивным кадром. Со временем увлеченный тамбовчанин не считается. Природные и городские виды он снимает в разные сезоны и фазы дня.

Зачем фотографу камуфляж, чем благоприятно первое утро нового года, и как поймать сказочного зверя – рассказываем о делах «за кадром».

Запоздалый ландыш. Фото Юрия Путилина
Запоздалый ландыш. Фото Юрия Путилина

Время творчества

Первой камерой Юрия Путилина, тогда девятиклассника, был пленочный фотоаппарат «Виллия». К нему прилагалась целая лаборатория: увеличитель, ванночки, растворы и прочие средства для проявки. Снимал, конечно, как придется и между прочим, в компании таких же самоучек-друзей. Чуть позже раззадорил интерес «Зенит-Е», который позволял работать более творчески благодаря спектру настроек. Практика практикой, но быстро пришлось понять, что нужна опора на теорию. Книги по фотоискусству были в дефиците. Тогда помогла русская смекалка.

«Обратил внимание, что в конце программы «Время» прогноз погоды иллюстрируется красивыми кадрами. На них были Москва, Ленинград, Владивосток и другие города. Конечно, этим занимались профессиональные фотографы. Начал учиться на их работах. Визуально получал знания: как грамотно построить кадр», – вспоминает Юрий Владимирович.

В 90-е возникла пауза. Иногда снимал на незатейливый фотоаппарат из прозванных мыльницами, но показалось скучно. Вдохновение вернулось, когда вошла в жизнь цифровая техника. Так совпало, что за победу в конкурсе «Лучший по профессии», а трудился Юрий Владимирович радиотехником, наградили цифровым фотоаппаратом. Как раз и литература появилась в изобилии, и Интернет.

«Есть определенные правила съемки, которые надо знать. А дальше – творчество, свой подход художника. Можно даже нарушить все законы построения кадра, но он будет исключителен и интересен», – говорит фотограф.

Снимает он в формате RAW. В этом случае камера выдает «сырое» изображение, оставляя простор для фантазии.

Лето, ах, лето. Фото Юрия Путилина
Лето, ах, лето. Фото Юрия Путилина

Тамбов в объективе

Фотография для Юрия Владимировича – увлечение. Он считает себя любителем. Снимает то, что нравится, и щедро делится с друзьями в соцсетях. Просто затем, чтобы люди порадовались.

«Делаю только позитивные снимки. Неприглядное никому не доставляет удовольствия», – подчеркивает наш собеседник.

Многие работы – уже часть истории родного края. Архив Путилина богат видами Тамбова прошлых лет. Снимки не просто качественные, но и художественные. Не раз Юрий Владимирович участвовал в издании краеведческой литературы: подбирал иллюстративный ряд к книгам Валентины Кученковой, Юрия Щукина и Александра Горелова, других авторов. Справочник «Тамбов. Прогулки с краеведом» вообще взял старт с фотографий.

«В книге «Тамбов старый, Тамбов новый» сравниваются дореволюционные открытки 1900-х годов с видами города и современные снимки тех же мест. Они были сделаны примерно с одного ракурса. Но мне хотелось большей точности. Специально искал точку, откуда снимал фотограф. На старых снимках улицы пустые, очень мало людей, машин, естественно, нет вообще. Сейчас показать город без машин и прохожих трудно. Думал, как бы выбрать время, чтобы движения было хотя бы поменьше. Встал утром 1 января и пошел по городу. Тишина, раздолье. Как раз снежок припорошил. И все получилось. Сделал альбом в «Одноклассниках». Александру Алексеевичу Горелову понравились эти фотографии-двойники с разносом по времени в сто лет. Он предложил создать книгу», – рассказывает Юрий Владимирович.

Весенний день. Фото Юрия Путилина
Весенний день. Фото Юрия Путилина

Что ни кадр, то приключение

Ради восхитительных кадров случается и не так изощряться. Можно проехать на велосипеде 214 километров за день, можно, как снайпер, не шелохнувшись лежать на земле часами, можно чуть ли не птичий язык освоить.

Юрий Владимирович, в самом деле, уже научился различать птиц не только по окраске, но и по голосам, узнал немало о повадках пернатых.

«Чтобы сфотографировать птицу, надо быть в курсе того, где она гнездится, чем питается. Важно терпение. Мало увидеть – попробуй подойти к ней. Конечно, многое зависит от техники, требуется объектив, который позволяет снимать с расстояния, – рассказывает фотограф. – Однажды снимал зимородка. Это одна из самых красивых птиц на территории России. Очень пугливая, осторожная, живет у рек, гнезда – над обрывом, питается рыбой – ловит ее на лету. Залег в камуфляже, сам понаблюдал, как себя ведет зимородок. С добычей летит, садится на ветку, осматривается. Пока он крутился, удалось наделать много кадров с разных позиций. Вообще с каждым кадром – своя история. Если их записать, целая книга получится. Фотоохота – захватывающее дело. Чувствуешь азарт. Никого не убиваешь – а возвращаешься с добычей».

Птица Победы. Фото Юрия Путилина
Птица Победы. Фото Юрия Путилина

Опыт и опыты

Иногда автор «играет» со зрителем, заставляя его включать воображение. Есть в коллекции Путилина целый лес, населенный причудливой живностью. Коряги под определенным углом превращаются в оленей, крокодилов, собак. Светотень щедра на оптический обман: так сложит пятна, что покажется, будто медведь лезет на дерево.

Просто хочется пить. Фото Юрия Путилина
Просто хочется пить. Фото Юрия Путилина

Пожалуй, они и есть самые фееричные – случайные кадры…

«А я в случайности не верю, в жизни все закономерно. Случайно – это когда фотографию хорошую сделал, хотя камеру дома забыл, – шутит Юрий Путилин. – Когда я беру в руки фотоаппарат, то уже либо есть задумка, либо настрой смотреть вокруг. Готов к тому, что может привлечь все на свете – поведение человека, одежда, новое освещение, расположение предметов. Я иду обязательно с хорошим настроением. Наверно, поэтому мне всегда везет. Порой наснимаешь – и хоть бы один хороший кадр. Раз – он появляется, я его называю кадром дня. Не ожидал – а вдруг, например, птица пролетела с распростертыми крыльями. Это удача фотографа. И такое часто бывает».

Экспериментов Юрий Владимирович тоже не чуждается. Недавно освоил монокль – простой объектив из одной линзы. Он дает эффект размытого, нечеткого кадра.

«Есть в этом что-то недосказанное», – уверен наш герой.

Маргарита провожает солнце, а ночью она улетит вслед за ним. Фото Юрия Путилина
Маргарита провожает солнце, а ночью она улетит вслед за ним. Фото Юрия Путилина

Одна из любимых фотографий в собственном собрании сделана как раз в этой технике. Романтичный образ: девушка в шляпе и голубом платье смотрит на воду, а мимо проходит катер – навевает мечтательное настроение. Юрий Владимирович назвал эту работу «Как быстро промчалось лето». Поэтичные названия, кстати, одно из важных дополнений к фотокартинам.

«Они передают, что я хотел показать в той или иной фотографии, – поясняет автор. – Чаще названия приходят, когда сделаешь кадр, а бывает наоборот – поэтические строчки пришли в голову, и к ним подбираешь композицию».

На счету – почти сто тысяч кадров. Из них – сотни высокохудожественных. Но нет намерения останавливаться. Много задумок, еще больше – ожиданий. Ведь жизнь – в непрестанном движении, щедра на перемены и сюрпризы. А значит, фотографу остается только поспевать за ней…

На открытии выставки. Фото из архива Юрия Путилина
На открытии выставки. Фото из архива Юрия Путилина

Один раз увидеть

Первая персональная выставка Юрия Путилина «Птицы Тамбовского края» (12+) открылась в минувшую субботу. В фойе на втором этаже Пушкинской библиотеки представлено более 70 фотографий. Зрители могут внимательно рассмотреть юрких соседей – обитателей городских парков, берегов Цны, лесополос и полей Притамбовья. Выставка будет работать до 30 октября.