Быть непохожим на себя

Актер Тамбовского драматического театра Вячеслав Шолохов – о мастерстве перевоплощения на сцене.

Кот Леопольд, Пьеро, Месяц Декабрь, Суперзаяц, Калека Билли, Зверь – лишь малый список ролей, исполненных актером Тамбовского драматического театра Вячеславом Шолоховым. Пожалуй, одна из самых заметных за последние несколько лет – Сергей Васильевич Рахманинов. Великого русского композитора Вячеслав сыграл в спектакле режиссера Андрея Боровикова «В сиреневом саду».

Однофамилец известного советского писателя, из-под пера которого вышли такие шедевры русской литературы как «Тихий Дон», «Судьба человека» и «Поднятая целина», Вячеслав Шолохов родился в эпоху более позднюю, но не менее сложную – в конце восьмидесятых. Детство Слава провел в небольшом селе в Рассказовском районе. Как и многие дети, участвовал в школьной самодеятельности.

Сначала – в постановках к праздникам, а после – в районных конкурсах. «Настоящих» артистов мальчик видел по телевизору, и они казались ему какими-то недосягаемыми. Тем не менее желание стать актером у Вячеслава было, и он смог поступить на актерский факультет в ТГУ имени Державина. Началась его карьера в Тамбовском молодежном театре, а продолжилась на сцене Тамбовского театра драмы.

Фото из личного архива Вячеслава Шолохова

Слава Шолохов – один из самых высоких актеров в труппе. Его рост чуть-чуть не дотягивает до двух метров.

РАХМАНИНОВСКАЯ ИСТОРИЯ

Спектакль «В сиреневом саду» (12+) был приурочен к празднованию 150-летия со дня рождения Рахманинова. Жанр постановки режиссер Андрей Боровиков определил как «недокументальная история русского гения». Она посвящена периоду становления Сергея Рахманинова как композитора и людям, которые его окружали, вдохновляли, создавали атмосферу для творчества, поддерживали и любили. Это история об учителях, критиках, непростом характере гения.

В спектакле отображены основные этапы жизненного и творческого пути русского композитора, пианиста и дирижера, начиная со студенческих лет и заканчивая первым успехом в России. Особое внимание уделено тамбовскому, самому. Плодотворному периоду жизни композитора, где в селе Ивановка на протяжении более четверти века создавались самые значительные произведения Рахманинова, вошедшие в сокровищницу мирового музыкального искусства. В постановке большое внимание уделяется личности композитора – его вспыльчивости и влюбчивости. Типичный холерик по темпераменту, он мог мгновенно воспылать чувствами к женщине – таков Рахманинов в спектакле.

«Есть полушутливые домыслы по поводу того, что сколько романсов у Рахманинова, столько у него было и влюбленностей. По крайней мере, женщины его вдохновляли. Мы в спектакле очень аккуратно и целомудренно показали эту тему, только намекнув на некую любовь к замужней женщине. Пошлости не было. Мы не знаем, каким он был, но это одна из версий, театральное предположение», – поясняет Вячеслав Шолохов.

Для него «рахманиновская» история началась давно, когда актеру предложили исполнить чтецкую программу совместно с симфоническим оркестром при Тамбовской филармонии. Программа включала чтение писем Рахманинова и Чайковского – переписку учителя и ученика. А семь лет тому назад Тамбовская студия кинохроники во главе с Олегом Шумилиным представила зрителям фильм «Рахманинов» (12+), в котором роль композитора сыграл Вячеслав. Съемки проходили в Тамбове на площадке Музейного комплекса «Усадьба Асеевых» и в Ивановке, в усадьбе Рахманинова. Фильм, как и последовавший шестью годами позднее спектакль, посвящен непростому периоду в жизни Сергея Васильевича, связанному с провалом его симфонии и с его возрождением.

Спектакль «В сиреневом саду». Фото из личного архива Вячеслава Шолохова

Погрузившись в атмосферу спектакля, зритель может подумать, что композитор слишком остро воспринял критику в свой адрес, ведь сегодня популярных людей не удивить хейтом. Здесь стоит подчеркнуть, что в прошлом веке не было Интернета, а критики были не просто хейтерами – от них реально зависела судьба музыкального произведения и композитора. Их рецензии были значимы, как в мире большой классической музыки оценки критиков важны и сегодня.

«В наши дни проблемы остаются теми же. Просто кто-то идет путем хейта, а кто-то пробивается честным способом, соответственно методы у этих людей разные», – подчеркивает Вячеслав Шолохов.

Сам актер находит в своем характере несколько схожие черты с характером  Рахманинова. Одна из них – склонность к рефлексии и самокопанию, что, вероятно, свойственно многим творческим людям. Располагает к такому состоянию души и любимое Вячеславом из написанных Рахманиновых произведений – «Вокализ».

ЗВЕРЬ?

Спектакль заслуженного деятеля искусств Украины Василия Маслия «Зверь» (16+) представляет собой картину постапокалиптичную. Вячеслав в ней – тот самый Зверь.

Он встречает на своем пути людей, пострадавших в результате апокалипсиса, вероятно – радиационной активности. У них совсем нет волос, и они уверены в том, что все люди не имеют волос, считают себя разумной расой, а Зверя – животным. Правда, в процессе раскручивания сюжета выясняются весьма занимательные факты. К примеру, Зверь умеет читать.

«Фактически Зверь и человеческая дочь говорят на разных языках, но они оба – люди, просто разные. На протяжении спектакля они притираются друг к другу, начинают понимать друг друга, появляется влюбленность. Вначале была идея сделать пластику, более близкую к обезьяньей, но от нее отказались. Главное в этой истории – любовь и то, как она меняет, сближает людей. Это история трансформации во имя любви, как в фильме «Бинго-Бонго», например», – говорит Вячеслав Шолохов.

Спектакль «Зверь». Фото из личного архива Вячеслава Шолохова

В спектакле ярко показано животное начало всех людей. Присутствует и социальный аспект – муж дочери людей обязательно должен был быть человеком, и желательно с большой буквы Ч. Таким показался Друг, он был интересен любовью к дамам, которых называл кисами, и к еде, которую они приносили. При этом сами родители морально разлагались совместно с потенциальным зятем, сразу видно – люди. А вот так называемый Зверь искал книги, играл на флейте и добывал пищу. Животное, что с него взять?

Пьеса была написана в 1987 году, после катастрофы на Чернобыльской АС. Фантазия о том, каким мог стать мир, затронула множество тем. Спектакль получился  философским, оставляющим послевкусие и тезисы для размышления.

Широта диапазона исполняемых Вячеславом Шолоховым ролей простирается от глубоко драматических до откровенно комедийных образов, а в некоторых моментах труппе удается даже «похулиганить». К примеру, спектакль «Примадонны» (12+) по пьесе всемирно известного драматурга Кена Людвига – именно та постановка, где можно повеселиться.

«Хулиганим мы в рамках, как завещал режиссер», – говорит Вячеслав.

Спектакль «Примадонны». Фото из личного архива Вячеслава Шолохова

СИЛА СЛОВА

Конечно, как и любой человек, Вячеслав Шолохов увлечен не только работой. Один из важных проектов, в которых он принимает участие, «Сила слова». Его основатель и руководитель – Сергей Григорьев. В рамках проекта Вячеслав и другие наставники помогают тамбовчанам побороть страх публичных выступлений, научиться владеть своим голосом. Различные тренинги и упражнения помогают тем, кто хочет научиться ораторскому искусству.

«Бывает так, что состояние несобранности продолжается вплоть до самого выхода на сцену. Но звучит третий звонок — делаешь шаг вперед, и все становится на свои места. Партнеры по сцене помогают, музыка тоже. Наигранный спектакль играть проще, чем премьеру. Премьера – это как падение с парашютом. На премьере актеры волнуются, и эта энергия, конечно, передается залу. Премьерные спектакли отличаются по ощущениям и для актеров, и для зрителей», – говорит Вячеслав Шолохов.

Спектакль «Невеста из Имеретии». Фото из личного архива Вячеслава Шолохова

Будучи приверженцем «петербуржского» настроения, склонный к размышлениям Вячеслав Шолохов говорит, что любит все свои роли, а особенно комедийные – за возможность «похулиганить».