Хрупкая история

Тамбовчанка Татьяна Лукина рассказала о своей коллекции антикварных фарфоровых кукол.

Кукла Маша, кукла Даша, кукла Миша и Ариша – эти персонажи песни «Иванушек» знакомы практически каждому. Традиционно куклы считаются детскими игрушками, но что же делать, если дети стали старше, а любовь к куклам осталась? Правильно – не отказываться от любимого хобби. Именно так поступила культуролог, экскурсовод и коллекционер из Тамбова Татьяна Лукина. На сегодняшний день в ее коллекции 19 фарфоровых красавиц.

Фото из личного архива Татьяны Лукиной

Началось ее увлечение случайно – тамбовчанка купила подарок своей подруге, которая коллекционировала советские экземпляры, но она отказалась. Кукла была маленькой и старой, из фарфора или фаянса и выглядела очень необычно. В процессе поиска информации о своем приобретении Татьяна увидела фото фарфоровых антикварных кукол и была очарована их утонченностью, нежностью и красотой. Она была восхищена и загорелась идеей купить такую куклу. Татьяна стала изучать рынок и пришла к своей цели.

– У меня есть две-три любимых куклы. Действительно, кого-то любишь больше, потому что куклы покупаются в разное время и в какой-то момент старый «член коллекции» уже не приносит тех эмоций, которые приносил раньше. Новый экземпляр дарит новые эмоции, как в детстве. В то же время у меня есть кукла, которая является моей первой самостоятельной сложной покупкой – она любимая и особенная, — рассказывает Татьяна Лукина.

Фото из личного архива Татьяны Лукиной

Все экземпляры своей коллекции тамбовчанка размещает у себя дома, преимущественно они хранятся в стеклянных витринах. Некоторые из них находятся на данный момент на выставке «Кукольная история» в Музейном комплексе «Усадьба Асеевых».

Фото из личного архива Татьяны Лукиной

СВОИМИ РУКАМИ

Куклы Татьяны Лукиной необычные – на них красуются наряды, которые она шьет для них самостоятельно. Одеты они, что называется, «под ключ» Татьяна шьет для них все, кроме обуви, в том числе волосы, белье, чулки, платья, шляпы, аксессуары. Периодически кукольные коллекционеры своих кукол переодевают.

То ли мы в детстве не доиграли, то ли любовь к каким-то переменам в принципе присуща человеку. Мы же делаем ремонт в квартире, вот и одежду кукол иногда меняем, — поясняет Татьяна Лукина.

Человеку «не в теме» может показаться, что у всех старинных кукол есть какая-то история. На самом деле купить куклу с историей не так просто – их крайне мало, они чаще всего находятся в частных коллекциях и стоят баснословных денег. В коллекции Татьяны Лукиной есть кукла, которую она купила случайно, – ее тело прекрасно сохранилось. Это редкость. К тому же, упаковывают кукол по-разному. Кто-то из продавцов заворачивает их аккуратно, а кто-то бросает в упаковочную коробку всякий мусор, в котором нужно порыться. К кукле из коллекции Татьяны Лукиной в груде мусора прилагалась записка на английском языке. В ней говорилось: «Эту куклу мне подарила в 1909 году сестра Дженни». Куклу зовут Паулина, она принадлежала некоей Рут Паунгарт.

Конечно, эта кукла осталась в моей коллекции. Я ощущаю какую-то связь с этой девочкой и ее сестрой благодаря записке. Это возможность прикоснуться к истории, рассказала Татьяна Лукина.

КУКЛА НАШЛА ХОЗЯЙКУ

В среде коллекционеров знают, что в деле приобретения куклы огромную роль играет везение, и верят в то, что вещь сама может найти хозяина. У Татьяны такая кукла есть. Она искала экземпляр конкретной фабрики, но в поисковике ее не оказалось. Нашлась она позднее и совсем по другому запросу. Кукла была в удручающем состоянии. Продавали ее на аукционе, до окончания которого оставалось двадцать минут. Объявление о продаже было написано на французском языке, его необходимо было перевести. Действовать пришлось быстро, оценив ситуацию. Ставка «выстрелила» на последних секундах.

Приехала она куда более побитой, чем на фотографии. В пути у нее разбились глаза, и мне пришлось поработать над ней, чтобы «вернуть кукле зрение», вспоминает Татьяна Лукина.

Самая старая кукла в ее коллекции была изготовлена в девяностых годах девятнадцатого века, остальные относятся к началу двадцатого. Большинство экземпляров сделано в Германии в Тюрингии, где в то время было сосредоточено кукольное производство. Кроме того, в коллекции есть куклы из Франции.

Фото из личного архива Татьяны Лукиной

ОТМЫТЬ И ОТРЕСТАВРИРОВАТЬ

Куклы поступают к коллекционерам в разном состоянии, и далеко не всегда – в хорошем. Многие продаются после того, как их нашли где-то на чердаке старого дома. Кукла могла пролежать там не один десяток лет. За это время она полностью теряет лоск – деревянные элементы может точить жучок, от которого на всякий случай эти части кукол обрабатывают инсектицидами, тонкие мохеровые волосы, основой для которых служит шерсть, сваливаются и нуждаются в восстановлении. Волосы таким куклам вычесывают маленькими прядями.

Конечно, чем больше элементов удается сохранить, тем лучше, ведь антикварная кукла ценна близостью к первозданному виду. Чем больше сохранность одежды, обуви, парика, тем кукла ценнее. Я в основном шью куклам новые платья, потому что пятна на их нарядах не отстирываются. Есть сторонницы старых платьев, их куклы в антикварной одежде. У меня такие платья есть, они лежат, а куклы одеты в новое, рассказывает Татьяна Лукина.

При реставрации коллекционеры часто занимаются перетяжкой куклы, так как резинки рассыхаются, утрачивая эластичность, игрушка перестает держать позу. Иногда куклам восстанавливают пальцы, глаза, разбитые при транспортировке, покрывают их лаком, восстанавливают волосы, одежду и аксессуары. Помимо того, на фарфоре бывают трещины, которые укрепляют, чтобы сохранить экземпляр.

При реставрации в ход идут разные материалы, включая композиты, гипс, технику папье-маше, клеи, лаки, современные материалы. К примеру, при ремонте глаз без современных средств не обойтись. Восстанавливать детали поврежденной куклы можно от нескольких часов до нескольких дней.

Фото из личного архива Татьяны Лукиной

ДРУГАЯ ЭПОХА

Не все антикварные куклы одинаковы. Каждая из них интересна по-своему.

Подход к созданию кукол в Европе изменился после Первой мировой войны. Другими стали материалы, роспись, образ и лицо. Более поздних «представителей» визуально отличит даже человек, не разбирающийся в тонкостях «кукольной истории».

Каждая вещь, сделанная в определенную эпоху, интересна именно с точки зрения конкретной эпохи. Ее нужно рассматривать именно так, поэтому их даже нельзя сравнивать – они разные, поясняет Татьяна Лукина.

К примеру, если говорить о куклах начала двадцатого века, у них были пушистые волосы, кудряшки. Нарядные платьица, панталончики – куклы копировали образы детей той эпохи. А вот игрушки, созданные после революции, отражали образы советских детей, и, конечно, никаких рюшей у них уже не было. Перед создателями первых советских кукол стояла цель пробудить в детях стремление стать пионерами, октябрятами, будущими строителями социализма.

Позднее куклы стали более практичными, их начали делать из резины и пластика. Тем не менее  фарфоровых кукол производят и сегодня, но интересны коллекционерам антиквариата именно те, что продавались сто и белее лет назад. Ведь это возможность прикоснуться к прошлому, к другим традициям, другой эпохе.