В зрительном зале оживленно рассаживаются по местам посетители спектакля. Заядлые театралы закатывают глаза при виде шумных новичков, которые здесь впервые и не ориентируются в нумерации посадочных мест. Беспокойная молодежь делает селфи на фоне сцены и друг с другом. Кто-то читает программку, кто-то вежливо спрашивает, можно ли присоединиться к чтению. Но вот звучит оповещение: «Уважаемые зрители, третий звонок». Поднимается занавес, в зале воцаряется тишина, гаснет свет.
Так начинается практически любой спектакль в большинстве театров, и Тамбов здесь не исключение. Актеры выходят на сцену, и начинается игра — почти волшебство. Свет, костюмы, артисты, исполняющие разные роли, декорации и пространство, отделяющее сцену от зрительного зала: это все — составляющие постановок. Конечно, в некоторых спектаклях актеры «ломают четвертую стену», выходя в зал и устанавливая прямой контакт со зрителями, позволяя им участвовать в процессе. Тем не менее, сцена остается сценой, а все атрибуты спектакля — на своих местах. При этом основа постановки – само произведение, актеры, которые его исполняют, и, конечно же, зрители.
А что было бы, если бы ничего, кроме основы, не осталось? Как выглядел бы спектакль без декораций и костюмов, когда есть только актеры, зрители и пьеса?
Только актер и зритель
В Тамбове такой формат есть. Он не нов для культуры нашей страны, но уникален для Тамбовщины. Проект носит символичное название «Театр на стульях». Его вдохновителем, руководителем и непосредственным исполнителем является актер и театральный деятель Петр Куликов. Более семи лет он руководил Тамбовтеатром, а после отправился в свободное плавание. Уже спустя год Петр Иванович загорелся новой идеей, которая нашла отклик и поддержку среди актеров. Первой отозвалась заслуженная артистка РФ Ирина Горбацкая, и проект стартовал.
«Все новое обычно начинается от желания что-то поменять в жизни, заполнить образовавшийся вакуум, идет от потребности применить накопившиеся знания и опыт. Примерно так случилось и у нас с Ириной Горбацкой. Ирина в течение последних трех лет работы в Тамбовском драмтеатре была мало занята в репертуаре, не получала новых ролей, что для актрисы такого уровня и таланта слишком большая «роскошь». У меня после ухода из театра тоже был период безвременья, хоть и появлялись разовые проекты», – вспоминает Петр Куликов.
Стоит сказать, что время «свободного полета» принесло Петру Ивановичу немало интересного опыта. К примеру, режиссерскую и педагогическую деятельность на Кипре в театре «Остров», работу эксперта на фестивале «Смоленский ковчег».
«Однажды встретившись и «поплакав в жилетку друг другу», мы с Ириной решили попробовать новую форму, для нас, конечно, новую — исполнение спектакля без выразительных средств театра: декораций, света, музыки, театрального костюма, мизансцен, театральной техники и вообще всего, что наработал театр за свою историю. Это возможность вернуться к первоистокам, когда есть только зритель и актер, нет обмана и «красивости театральной». Даже текст мы решили честно держать перед собой. Такие правила игры мы хотели предложить зрителю. Решение было принято, нужно было искать пьесу на двоих. Сразу же пришла идея взять работу нашего друга, известнейшего драматурга Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине». Созвонившись с ним и «получив благословение», начали репетировать. Причем это была по-настоящему профессиональная и трудная работа, ведь из нашего режиссерско-актерского арсенала осталось только слово», – рассказывает Петр Куликов.
Между нами только слово…
Первый показ спектакля состоялся в Музее-усадьбе Асеевых, которым на тот момент руководила ныне депутат Тамбовской областной Думы Лариса Булгакова. В большом зале был аншлаг. Для тамбовчан такой формат, который в столице называют читкой, был в новинку, ведь так называемой «четвертой стены» между актерами и зрителями просто нет.
«Вначале публика немного напряглась от такой непривычной подачи, но потом случилось настоящее чудо! Зал начал дышать в нашем ритме от сопричастности происходящему, переживать вместе с нами радости и горести наших героев и наградил оглушительными овациями в конце спектакля. Если честно, то мы не ожидали такой реакции. Казалось бы — минимализм выразительных средств, а такой эффект! Позже, пытаясь осознать этот парадокс, мы поняли, что своей скромной, точной игрой, интимной интонацией дали возможность зрителю «дофантазировать» мизансцены, краски, ситуации, то есть снимать вместе с нами «свое кино», быть сосоздателями спектакля, его творцами. И еще один секрет нашего театра. Если в традиционный театральный зал зритель приходит, усаживаясь в удобные кресла, «судить героев спектакля», то мы предоставляем ему возможность «созидать этих героев» вместе с нами, сочувствуя и переживая вместе с ними их жизненные перипетии. Камерность и интимность наших спектаклей позволяет не форсировать тон и органично существовать в обстоятельствах, заданных автором. Такая честность и отсутствие «игры» располагают зрителя к откровениям, и мы часто слышим искренний смех и видим слезы», – продолжает Петр Куликов.
Чтобы быть немного выше и заметнее, актеры используют небольшой подъем-станок. Это весь их арсенал, нет даже сцены.
«Артист и зритель – основа любого театрального действа. Если случается магия понимания и принятия, то рождается спектакль. Это и есть театр. Конечно, я не стану лукавить, говоря, что костюмы, декорации, свет и еще работа многих и многих людей для спектакля неважны. Это было бы нечестно. Всем, кто создает спектакль, – низкий поклон, но в конечном итоге остаются зритель и актер», – говорит Ирина Горбацкая.
Абсолютное большинство спектаклей проекта проходит в областной картинной галерее с гостеприимной подачи директора Тамары Шестаковой и ее зама Киры Рындиной. Петр Иванович подчеркивает, что благодаря организационной помощи у проекта сложилась своя публика, которая старается не пропускать ни одного выступления. Актеры относятся с большой благодарностью и любовью к уже ставшим родными зрителям и с нетерпением и огромным желанием оправдать ожидания ждут встречи с ними. Спектакли проходят и на других площадках, одной из которых выступает Тамбовский областной краеведческий музей. Его директор Андрей Чиликин предоставлял пространство не только для выступления, но и для репетиций.
Команда
За время существования проекта было поставлено много спектаклей. В тандеме Петра Куликова и Ирины Горбацкой звучали пьесы, которые затрагивали проблемы взаимопонимания мужчины и женщины, кризисные ситуации в их жизни.
«Эта тема неисчерпаема. Как начал свой роман «Анна Каренина» Лев Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Эти жизненные ситуации бывают трагичными, драматичными и комичными, что расширяет жанровый диапазон», – подчеркивает Петр Куликов.
В работе театра произошли изменения, когда Ирина Горбацкая переехала служить в Липецкий академический театр. Встречи актеров проекта стали редкими. Дважды они играли на малой сцене Липецкого театра, участвовали в фестивале «Театр в тексте», но проект не перестал существовать. Петр Куликов стал делать монопрограммы, читал классику – Достоевского, Пушкина, Бунина, Булгакова, Шукшина, Лермонтова.
«Потом приглашались в дуэт прекраснейшие актрисы наших театров Наташа Сазонова, Женя Карчевская, Даша Томилина. Для девчонок это была незнакомая форма, но они работали профессионально, и спектакли неизменно были успешными. Последнее время мы здорово сработались с (я искренне горжусь этим) моим учеником, прекрасным артистом Славой Шолоховым. Как у Киплинга — мы одной крови! Как оказалось, что и для двух мужчин репертуара достаточно, и темы самые разнообразные. Это и проблемы среднего возраста, и вопросы взаимоотношения отцов и детей, и, конечно, отношения к женщине», – рассказывает Петр Куликов.
В репертуаре «Театра на стульях» был опыт, когда в читках принимали участие сразу три актера – в команду влилась актриса театра кукол Евгения Бурцева. Она участвовала в спектакле «Осенняя соната», в котором поднималась тема отношений матери и дочери. Это был честный и трогательный спектакль, который сыграли несколько раз.
Актер драматического театра, участник проекта «Театр на стульях» Вячеслав Шолохов стал единственным мужчиной-партнером Петра Куликова в проекте. Это возвращение к истокам театра, где есть только актер и воображаемый коврик. Действие началось, и вот – уже театр. Сидя на стульях, актеры стараются погрузить зрителей в атмосферу пьесы только силой своего слова.
«Мы осознанно ограничиваем себя. Это своеобразная самопроверка – можешь ли ты не прятаться за декорации, за грим и на протяжении пары часов вдвоем с партнером удерживать внимание зрителя, нарисовать ему эту картину. Мы находимся на максимально близком расстоянии от зрителя, здесь «не соврать», постоянно крупный план, как в кино. И эти предлагаемые обстоятельства позволяют нам найти новые нотки, свежие эмоциональные краски в сценическом существовании», – рассказывает Вячеслав Шолохов.
С этим актером связаны не только постановки «Театра на стульях», но и еще один театральный проект «Читаем сказки в Асеевском», идея которого принадлежит экс-замдиректора драмтеатра Ирине Мешковой. В Асеевском Петр Куликов и Вячеслав Шолохов сыграли «Маленького принца» Экзюпери. В этом проекте были и декорации, и костюмы, и реквизит, и интерактив со зрителем. Не просто гармоничным дополнением, а неотъемлемой частью постановки стали видеоанимация, которую организовал Никита Макарчук, и подобранная Ириной Мешковой музыка.
«Взрослых вернули в детство, а детям за уроками нравственности и красоты показали, что их родители, оказывается, тоже были детьми. Не станем раскрывать секретов, но, вероятно, проект «Читаем сказки в Асеевском» продолжится, и, возможно, не только для детей. По крайней мере, руководство Музея-усадьбы (Федор Козодаев и Полина Фомина) проявляет интерес к продолжению работы с нашей командой», – поделился Петр Куликов.
Буквально 15 июля состоялась премьера нового спектакля «В круге света», она прошла в областной картинной галерее. Традиционно постановка посвящена вечным неразрешимым вопросам взаимоотношений мужчины и женщины, попыткам понимания и невозможности его достичь. Жанр выбран необычный – «отстранения в двух действиях». Пока театры в отпуске, «Театр на стульях» работает – 29 июля Ирина Горбацкая и Петр Куликов представили постановку «Там же, тогда же» в зале картинной галереи.
Возрастное ограничение – 18+.