В домовой церкви мученицы царицы Александры Державинского университета по стенам размещены современные храмовые иконы. Как будто бы ничего необычного. Но именно в этом собрании заложена глубокая идея. Ее смысл корреспонденту издания раскрыл сам автор – заведующий Отделом культуры, руководитель пресс-службы Тамбовской епархии, кандидат исторических наук, кандидат богословия протоиерей Виктор Лисюнин.
К истокам
Александринский храм находится на историческом месте – в здании бывшего Института благородных девиц, ныне это один из корпусов Державинского университета на улице Советской, где располагается мединститут. В 2002 году возрожденную домовую церковь во время своего визита на Тамбовщину освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
При храме удалось создать музейно-мемориальную среду. В притворе расположен выставочный комплекс, который через различные экспонаты рассказывает историю учебного заведения. На этой площадке часто проводятся лекции и экскурсии.
Убранство храма тоже становится темой для духовно-патриотических бесед. Иконы здесь подобраны с учетом общей концепции: это иконы-символы, вкупе составляющие некое просветительское пособие. Они рассказывают о самых важных праздниках нашего Отечества. Кажется, что красные дни календаря не связаны друг с другом. Но на самом деле у них есть духовные истоки. Это – знаковое служение святых, ставших своеобразными светочами на перепутьях истории. Удалось подобрать образа, перед которыми можно говорить об основах и о традициях государственных праздников в течение года.
Защита Отечества
Центральной и знаковой иконой университета является образ великомученика Георгия Победоносца. На главном символе нашего государства – Гербе России – помещен именно образ этого святого. Он попирает дракона – изображение олицетворяет идею победы добра над злом. Этим же смыслом проникнут главный праздник государства – День Победы, который с великой мощью объединяет многонациональный народ. Давно подмечено, что связь с православной духовностью прослеживается во всей истории Великой Отечественной войны. Ее начало пришлось на Собор святых, в земле Российской просиявших, и это знак того, что удар фактически был направлен на всю русскую культуру, на ее святыни. Окончание почти совпало с праздником святого Георгия Победоносца и Пасхой, отмечавшейся в 1945 году в тот же день. Символ Москвы и торжество победы жизни над смертью – Воскресение Христово – как бы указали, на чьей стороне правда. 6 мая к тому же престольный праздник в храме мученицы царицы Александры Державинского университета: она пострадала за Христа вместе с великомучеником Георгием.
День защитника Отечества – повод вспомнить святых воинов. За датой праздника следует день рождения праведного воина Федора (Ушакова), который явил пример безупречного исполнения воинского долга и христианского благочестия. 24 февраля – как раз на его память – началась специальная военная операция. Но на свитке в руках святого прописаны его пророческие слова: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». Уже не раз они подтверждались.
Еще одним символом защиты Отечества и победы является молитва. В этой связи можно вспомнить подвиг преподобного Серафима Саровского: духовно подвизаясь на Тамбовской земле, старец во время войны с Наполеоном тысячу дней и ночей стоял на коленях перед иконой Богородицы, моля о спасении России.
Служение людям
В наши дни многие считают главным праздником Новый год. Казалось бы, это исключительно светское торжество. Но главная его идея – чудо. Чудо находит воплощение в виде подарка, который доставляет радость. Основанием этой радости тоже является духовная традиция. Новый год тесно связан с Рождеством Христовым, а обычай дарить подарки идет от дел милосердия святых, и прежде всего святителя Николая, Мирликийского чудотворца. Именно он показал, как порадовать людей. С него и списан образ доброго старца – русского Деда Мороза и западного Санта-Клауса.
Ценности доброго супружества заложены в самом названии нового государственного праздника – День семьи, любви и верности. За его основу взята история благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, память которых отмечается 8 июля. Народу дорог их пример глубочайшей преданности друг другу, преодоления трудностей рука об руку, служения Богу и людям. Это идеал отношений, к которому издавна заповедано стремиться в браке.
Упоминая тему милосердия, нельзя не вспомнить о святых, которые положили начало христианскому служению ближним. Для многих верующих в России такой знаковой личностью является великомученик целитель Пантелеимон – святой IV века, который лечил людей с великим усердием и притом безвозмездно.
Если говорить еще и о социальном, общественном служении, то можно назвать имена многих святых. Одной из самых почитаемых русских подвижниц прошлого века стала блаженная Матрона Московская. При жизни она без отказа принимала людей с их нуждами и чаяниями, утешала, наставляла, молилась за них. Завещала и после смерти приходить к ней, как к живой. В наши дни, действительно, люди выстаивают длинные очереди, чтобы приложиться к ее мощам. Обращаются к ней с самыми разными просьбами. Часто называют ее ласково – Матронушка. Сложился обычай идти к ней с цветами, которые служители храма прикладывают к мощам или иконе, а затем раздают прихожанам.
Дела просвещения
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник напрямую связан с родоначальниками славянской письменной культуры – равноапостольными Кириллом и Мефодием. Эти святые принесли на крестившуюся Русь книжную мудрость, создали алфавит и перевели Священное Писание на язык, именуемый теперь церковнославянским. В нем по сей день черпает силу и русская словесность.
Для сферы образования важным стал Татьянин день. Мученица Татьяна Римская почитается покровительницей студенчества, поскольку в день ее памяти Императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии Московского университета – первого высшего учебного заведения в России.
Но еще ранее покровителем учеников православный народ признал игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Это связано с эпизодом из его жития, когда в юности ему трудно давалась учеба, а после беседы с таинственным старцем книжная мудрость открылась ему. Преподобный Сергий сыграл в истории России огромную роль: его благословение на Куликовскую битву и предсказание о победе внушили уверенность полководцу – благоверному князю Дмитрию Донскому. Многочисленные ученики святого пошли по стране просвещать народ. Так, например, духовное родословие тамбовского старца Маманта, основателя Мамоновой пустыни на Тамбовской земле, восходит к преподобному Сергию через его ученика – преподобного Савву Сторожеского, так как Мамонтова пустынь имела духовную связь с Савво-Сторожевским монастырем.
Символ державности
Все перечисленные выше идеи и связанные с ними традиции объединяются Державной иконой Божией Матери. Она знаменует покровительство Пресвятой Богородицы. Этот образ появился после революции – именно тогда, когда уже не хватало ни политических, ни общественных сил для сохранения мира и порядка в стране. Верующие истолковали этот знак как то, что Матерь Божия осталась единственной, Кто мог удержать народ Своей духовной силой, собрать всех под Своим покровительством, сохранить идею державности. При входе в университетский храм большой образ Державной иконы Божией Матери встречает посетителя благословляющим взглядом.
Что интересно, в храме мученицы царицы Александры в связи с этим образом читается еще один смысл: название иконы перекликается с названием университета – Державинский.
Святыни малой родины
Некоторые образа на иконостасе относят к местным святыням. По левую сторону от Царских врат помещена икона Божией Матери «Тамбовская». По преданию, она появилась благодаря святителю Питириму, второму епископу Тамбовскому: получив назначение в молодую епархию, он привез с собой келейную икону – список с Ильинско-Черниговского образа Пресвятой Богородицы. Его архипастырь оставил в благословение городу. Со временем по нему икона получила свое наименование. Ее главное отличие в том, что Богородице предстоят святые – Алексей, человек Божий, и преподобная Евдокия. Рядом с этой иконой – образ самого святителя Питирима – небесного покровителя Тамбова и всего края.
По правую сторону от Царских врат за образом Спасителя установлена икона мученицы царицы Александры Римской, которой посвящен престол храма. Она жила в IV веке, была женой императора Диоклетиана – ярого гонителя христиан. По его же приказу она и пострадала за Христа. Небесной покровительницей тамбовского Института благородных девиц святая стала в связи с тем, что его патронессой была избрана императрица Александра Федоровна – супруга императора Николая I и, так сказать, духовная подопечная святой. Что важно, ее изображение соответствует иконографическим образцам региона: это копия с росписи Спасо-Преображенского кафедрального собора.
В центре храма на трех аналоях размещаются: икона дня (или праздника), образ Божией Матери «Скоропослушница» афонского письма и икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей, перед которой с 2013 года еженедельно совершается молебен с чтением акафиста святителю-исповеднику и целителю Луке. По преданию и воспоминаниям горожан, в помещении храма во время Великой Отечественной войны размещалась операционная госпиталя, где святитель Лука делал операции. 80 лет назад, 19 февраля 1944 года, он приехал в Тамбов как главный хирург-консультант и здесь стал архиепископом Тамбовским и Мичуринским, который и возродил Тамбовскую епархию.
Отметим, что именно тамбовчане первыми назвали святителя Луку святым XX века. Примечательно, что день памяти святого 11 июня почти совпадает и предваряет государственный праздник – День России, а также день обретения мощей святого промыслительно и духовно символично стал днем воссоединения Крыма с Россией 18 марта 2014 года.
В трех ракурсах
Собрание икон храма мученицы царицы Александры Державинского университета позволяет проследить историю Отечества на трех уровнях, в трех ракурсах. Во-первых, через государственные праздники, восходящие к русским духовным традициям. Во-вторых, через рассмотрение самых важных сфер жизни государства, в каждой из которых оставили свой след святые. В-третьих, через жития местных подвижников, которые передавали будущим поколениям свой опыт и укрепляли в обществе благотворные идеи общежития, милосердия, жертвенного служения, сами преуспевая в этом.