Час краеведения: тамбовская старина на вид и на ощупь

Школьники в прямом смысле слова прикасаются к истории родного края.

Старинные вещи можно подержать в руках, а исторические костюмы – примерить
Старинные вещи можно подержать в руках, а исторические костюмы – примерить

В Тамбове и области проходит необычная серия встреч со школьниками. Тема – история родного края. Ребята узнают самые разные подробности о том, что происходило в этих местах раньше и чем жили предки.

Урок «Живая история Тамбовского края: от неолита до наших дней» разработан Сергеем и Светланой Доровских под эгидой автономной некоммерческой организации «Литературный Тамбов». В прошлом году проект победил в конкурсе Фонда президентских грантов. Поддержал начинание и Моршанский лесхоз, оказали содействие краеведы.

Экскурс-практикум проводится на передвижной интерактивной модульной площадке. Для наглядности выставляются картины с историческими сюжетами, ведется презентация на экране, а главное – раскрывается пять кейсов с артефактами.

Предметы разных эпох распределены по кейсам
Предметы разных эпох распределены по кейсам

«В первом находятся образцы камней – из одних в эпоху неолита делали орудия, из других – украшения. Заглядывая во второй, мы говорим о скифо-сарматской культуре, о мордве-мокше и основании крепости Тамбов. Следующий рассказывает о крестьянской, дворянской, монастырской культуре – это уже семнадцатое-девятнадцатое столетия. Два кейса посвящено ХХ веку – подробно останавливаемся на Первой мировой войне, на Великой Отечественной войне и прослеживаем историю до наших дней. Рассказываем детям о жизни Тамбовской земли в целом. Если какой-то этап их заинтересует, они смогут самостоятельно почитать о нем подробнее», – отмечает руководитель проекта Сергей Доровских.

Ведя занятие, он не просто преподносит ребятам готовую информацию, а заставляет их думать. Например, видя металлический предмет, похожий на клещи, дети полагают, что это приспособление для выдергивания зубов. А потом выясняется – всего-то щипцы для сахара, который раньше изготавливали в виде голов и кололи на куски по мере надобности.

Большинство предметов, в том числе старинных, – подлинники: из личной коллекции семьи Доровских, из собрания членов Тамбовского общества любителей краеведения, из фондов Краеведческого музея Тамбовского округа. Например, это наконечники стрел, монеты, нательные крестики, чугунный утюг, австрийский штык-нож, участвовавший в Первой мировой войне, знак Героя Социалистического Труда и многое другое. На особенных занятиях артефакты можно рассмотреть, держа в руках и даже примеряя на себя.

Так, первый доброволец надевает шубу древнего человека и пробует на вес каменный молоток. И вот уже нет отбоя от желающих войти в роль далекого предка. Исторические костюмы – еще одна привлекательная часть интерактива. Создать их помог реконструктор Валерий Кучин.

После необычного урока обязательно проводится анкетирование. Ребята отвечают на вопросы по итогам встречи. По словам организаторов, это помогает понять, получилось ли донести информацию до детей и нужны ли в программе какие-то изменения.

Интерес ребят зашкаливает. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что история проекта только в самом начале. Содержимое кейсов будет пополняться и обновляться. А значит, из раза в раз занятия будут становиться увлекательнее.