Тамбовской городской Думе – тридцать лет. О развитии местного самоуправления в нашем городе, об особенностях деятельности депутатского корпуса Думы седьмого созыва мы беседуем сегодня с первым заместителем председателя Думы Любовью Шаниной.
— Любовь Михайловна, что Вы можете сказать по итогам почти четырехлетней работы? Как Дума седьмого созыва выстраивала свою работу? Что было главным принципом?
— Главным принципом в работе депутаты Тамбовской городской Думы седьмого созыва определили ее открытость, совместную взвешенную командную работу всех фракций в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие нашего города, а также более тесное взаимодействие с городской администрацией. В чем это заключается? Депутаты седьмого созыва уделяют большое внимание работе с обращениями граждан, которых поступает достаточно много в ходе личных приемов, встреч с жителями, в письменных обращениях. Для себя мы определили: чтобы разобраться более тщательно в том или ином вопросе, нужно выезжать на место. Часто бывает так, что для решения проблемы мы привлекаем специалистов различных комитетов и управлений администрации города, органов государственной власти. За 2021-2023 годы только в аппарат Тамбовской городской Думы поступило 1755 обращений, из которых решены положительно 799, разъяснено или переадресовано по принадлежности 937, находятся на контроле 19.
Достаточно часто возникают сложные вопросы, и тогда мы их обсуждаем на заседаниях комитетов и Думы. Все вместе находим компромиссные решения, приходим к единой точке зрения.
Заседания Думы может увидеть каждый желающий житель нашего города. Должна отметить, что аппаратом Думы проводится правовая, экономическая, антикоррупционная экспертиза проектов решений. Если законодательством предусмотрено, то проводим публичные слушания и общественные обсуждения. Тесно взаимодействуем с прокуратурой Тамбовской области, которая оказывает нам содействие в предупреждении нарушений в проектах решений до рассмотрения на заседаниях Думы. На мой взгляд, положительно зарекомендовала себя такая форма взаимодействия Думы и администрации города, как создание рабочих групп, проведение совещаний, на которых рассматриваются проблемные проекты решений и исполнение которых зависит от федерального и регионального законодательства.
Результатом такой работы является отсутствие протестов и представлений прокуратуры области на принятые решения городской Думы седьмого созыва, а также решений судов о признании недействующими правовых актов городской Думы и незаконных решений, действия или бездействия городской Думы и ее должностных лиц.
— Одно из основных направлений в деятельности депутата ¬ работа с обращениями граждан. Удалось ли выстроить конструктивный диалог с жителями?
— Конструктивный диалог не всегда выстраивается, так как отдельные проблемы накапливались не годами, а десятилетиями. И устранить их полностью пока невозможно. Но эти вопросы постоянно рассматриваются, анализируются на рабочих совещаниях и заседаниях как в городской Думе, так и в администрации города.
— Тамбовская городская Дума отмечает юбилей, и каждая страница ее тридцатилетней истории знаменует определенный период общественно-политической жизни Тамбова. На Ваш взгляд, какую лепту внесла Дума седьмого созыва в развитие города? Какие преобразования и реформы произошли за этот период?
— Тамбовская городская Дума отмечает юбилей — нам тридцать лет. Тридцать лет современному органу местного самоуправления. Но согласно Жалованной грамоте городам от 21 марта 1785 года, которую подписала императрица Екатерина II, было положено начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. А значит, нам уже 239 лет.
Процесс формирования полноценного местного самоуправления за этот период шел постоянно. Особенно серьезные изменения происходили с институтом местного самоуправления, на мой взгляд, в конце восьмидесятых — начале девяностых годов двадцатого века, во время проведения перестройки нашего государства. В это время были приняты закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». А Конституция РФ 1993 года закрепила гарантии местного самоуправления на федеральном уровне.
В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а через восемь лет — еще один закон, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым мы руководствуемся в своей работе. В течение последнего года идет много разговоров о новом законопроекте, но его пока нет. Реформа местного самоуправления продолжается. Это видно и на примере городского округа — город Тамбов. В декабре 2022 года решился вопрос об объединении Бокинского, Покрово-Пригородного и Цнинского сельсоветов с городским округом – город Тамбов. До этого времени был присоединен поселок Первомайский.
Так как главной деятельностью Думы является нормотворческая, то мы разрабатывали и вносили в областную Думу в порядке законодательной инициативы четыре проекта, три из которых депутатами Тамбовской областной Думы рассмотрены и приняты, а четвертый находится в стадии рассмотрения. Мы приняли новые правила благоустройства, заключили четырехстороннее соглашение между государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ, Тамбовской областью, ООО «РКС — Тамбов» и городским округом — город Тамбов. А сколько улиц отремонтировано в городе, сколько нового уличного освещения появилось, сколько дворовых территорий привели в порядок! Конечно, это делают администрации города и другие службы, но мы принимаем решения и стараемся осуществлять контроль за их исполнением.
— Если заглянуть в будущее, как Вам представляется работа Думы дальше?
— Проблем в городе много. И в большинстве своем их решение зависит от финансирования органов местного самоуправления. Наш бюджет ограничен в своих расходах. Надеюсь, что наступит такое время, когда средств будет достаточно, чтобы удовлетворить пожелания горожан и решить насущные проблемы городского хозяйства. И наш город станет еще краше.