Наставники в любое время могут обратиться к кураторам проекта в случае возникновения вопросов

Центр социальных проектов присоединился к новому проекту «Наставничество»

Суть проекта «Наставничество» заключается в том, что ребенку-сироте подбирается наставник, который строит с ним долгосрочные дружеские отношения. Несмотря на большое количество желающих, подобрать наставников для всех детей пока не удалось. В чем причина, и как наставники занимаются с детьми – в нашем сегодняшнем материале.

В конце января в Центре социальных проектов прошло первое обучение наставников для детейсирот. Реализуется проект при поддержке Министерства образования Тамбовской области и Благотворительного фонда «Солнечный город» из Новосибирска. Суть проекта «Наставничество» заключается в том, что ребенку-сироте подбирается наставник, который строит с ним долгосрочные дружеские отношения. Несмотря на большое количество желающих, подобрать наставников для всех детей пока не удалось. В чем причина, и как наставники занимаются с детьми – в нашем сегодняшнем материале.

ОСОБЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ

Центр присоединился к проекту в конце прошлого года. За это время удалось выстроить восемь гармоничных пар. Наставники со своими подопечными общаются, совместно занимаются различными делами, выезжают в город. Также взрослые помогают подросткам приспособиться к жизни за пределами интерната.

Вместе со своим братом Елена Белолипецкая решила принять участие в проекте, потому что чувствовала потребность в том, чтобы помочь кому-нибудь. К тому же опыт в воспитании уже имеется – у Елены две дочки.

«Я хотела стать наставником именно у девочки-подростка, так как понимаю, что это один из самых непростых периодов в жизни. Благодаря материнству у меня есть опыт, и я знаю, каково это, – рассказывает участница проекта «Наставничество» Елена. – Когда познакомились с моей подопечной, она мне сразу про себя все рассказала, поэтому мы быстро нашли общий язык, а с каждой встречей становилось все больше поводов для разговоров».

Искрений диалог, заинтересованность в жизни ребенка, взрослый человек, к которому можно обратиться за советом и помощью, – всего этого не хватает ребятам из интернатов. Находясь под вечным присмотром взрослых и в окружении детей, многие из них так и не могут довериться и открыться другим людям.

«У многих в интернате выстраиваются хорошие, доверительные отношения с воспитателями и педагогами, но потребность в персональном внимании остается. Так и получается: взрослых в окружении много, а значимых людей, к которым можно обратиться, – мало», – отмечают сотрудники Центра.

ТРУДНОСТИ С ДОВЕРИЕМ

«В этом проекте мы планируем выстраивать между наставником и подопечным долгосрочные доверительные отношения, – отмечает директор Центра социальных проектов Татьяна Илясова. – У детей-сирот есть травмирующий опыт, который мешает им доверять людям. Из-за этого у них хуже идет процесс социализации в обществе, когда они выходят из интерната. Общение с наставником помогает детям из приюта пересмотреть отношение к окружающим и дает опыт выстраивания социальных связей».

В процессе общения могут возникнуть трудности и недопонимание. Зачастую наставнику может показаться, что его подопечный отдаляется или начинает пренебрежительно относиться к встречам. Как объясняют кураторы проекта, так могут проявляться неосознанные «проверки» со стороны детей.

«У ребят бывают спады настроения, они могут испытывать тоску и скуку при общении с наставником, но как мы уже говорили, у детей-сирот нарушено доверие. Они неосознанно хотят проверить догадку о том, что взрослым нельзя доверять. Тем не менее, когда мы спрашиваем их о том, как прошла встреча, дети всегда отзываются хорошо. Им хочется, чтобы к ним приходили, чтобы с ними занимались, чтобы в их жизни был тот значимый взрослый, к которому можно обратиться», – объясняет психолог Екатерина Сорокина.

Наставники в любое время могут обратиться к кураторам проекта в случае возникновения вопросов
Наставники в любое время могут обратиться к кураторам проекта в случае возникновения вопросов

«Чем заняться с подростком?», «Как поступить в этом случае?», «Стоит ли затрагивать определенную тему?» – совещание со специалистами помогает наставникам качественно и грамотно выстроить отношения с детьми и не допустить ошибок при общении.

«Каждый месяц на базе Центра проходят семинары для наставников. Мы даем им много теоретического материала, разбираем трудные случаи, с которыми сталкивались наставники в других городах. Таким образом мы прорабатываем различные ситуации, которые могут возникнуть в ходе проведения проекта», – рассказывает Екатерина Сорокина.

НАЙТИ СВОЕГО ЧЕЛОВЕКА

В самом начале с наставниками проводят две встречи. На первой рассказывают о проекте, о том, в чем заключаются его особенности, как долго он длится, дают другую вводную информацию. На второй встрече уделяется внимание психологии детей-сирот, тому, с какими ситуациями могут столкнуться будущие наставники, какие существуют возможные варианты развития отношений с детьми.

С начала реализации проекта более ста взрослых людей решили попробовать свои силы в наставничестве. Однако только восемь из них остались верны своим стремлениям. В чем причина?

«Некоторые люди переоценивали свои возможности и после второй лекции говорили, что они не справятся или не смогут выполнять обязанности наставника в полной мере, у них возникали сомнения и опасения. У кого-то появлялись изменения в жизни, в связи с чем участие в проекте тоже не представлялось возможным. Мы понимаем, какая это ответственность для взрослых людей. И то, что они трезво оценивают свои силы, – огромный плюс. Мы с уверенностью можем сказать, что наши наставники – это люди, которые сделали осознанный, взвешенный выбор», – говорит психолог Екатерина Сорокина.

Чтобы пара наставника и наставляемого собралась, нужно учесть несколько критериев. В первую очередь проверяется будущий наставник. Он должен быть старше 24 лет, не иметь судимостей и психических отклонений. Ребенок-сирота должен быть в возрасте от 12 до 18 лет.

«Идеальный вариант – это когда наставник на протяжении всего времени взросления ребенка взаимодействует с ним, помогает ему и после того, как тот выходит из интерната и начинает самостоятельную жизнь. Эти отношения со временем могут ослабевать, но бывший воспитанник все равно будет обращаться к наставнику за советом или помощью», – рассказывает директор Центра социальных проектов Татьяна Илясова.

С начала реализации проекта более ста взрослых людейрешили попробовать свои силы в наставничестве
С начала реализации проекта более ста взрослых людей решили попробовать свои силы в наставничестве

Пара наставника и ребенка подбирается с особой тщательностью: соотносят психологические портреты людей, сравнивают интересы, особенности и характеры. В Центре стараются сделать так, чтобы наставник был у каждого подростка.

«У нас в интернате находятся брат и сестра, так получилось, что у девочки есть наставник, а у брата – нет. Тот испытывает некую зависть, но, к сожалению, подходящего человека для того мальчика пока не нашлось. Мы снова ждем всех, у кого есть желание стать наставником. Может быть, это их шанс стать опорой для этого мальчика и многих других подростков, которые сейчас находятся без присмотра значимого взрослого», – заключает Татьяна Илясова.

Как стать наставником:
1 шаг: заполнить анкету на сайте nastavnichestvo.org;
2 шаг: пройти обучение (2 тренинга);
3 шаг: собрать справки;
4 шаг: пройти собеседование;
5 шаг: познакомиться с ребенком.
Ребята ждут своего старшего друга.